|
Цель: Познакомить студентов с основными методами воспитания и научить выбирать оптимальный путь достижения цели воспитания. Показать студентам плодотворность применения методов воспитания, ориентированных на диалоговое взаимодействия.
Основные понятия:
- Методы воспитания:
- это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение для решения педагогических задач в совместной деятельности с воспитателями;
- это путь достижения заданной цели воспитания;
- это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанника с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.
- Приемы воспитания:
- это индивидуальное, педагогически оформленное действие педагога, направленное на сознание, чувства, поведение для решения педагогических задач;
- это частное изменение, дополнение, вносимое в общий метод воспитания, соответствующий конкретным условиям воспитательного процесса;
- это предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач.
Задание студентам:
- Проанализировать схему функционального подхода к методам воспитания. Определить возможность применения и условия эффективной реализации различных методов и приёмов воспитания. Выделить недостатки в применение ряда приемов, методов.
- Подобрать из литературы, жизни, кинофильмов примеры и педагогические ситуации для каждой группы методов, приемов воспитания. Заполнить таблицу (скачать таблицу):
- выявить назначение и функции методов воспитания, их сущность, привести примеры;
- определить условия эффективной и плодотворной реализации методов воспитания в современных социальных условиях;
- определить характерные недостатки, издержки в применении разных методов воспитания.
- Сделать общий вывод о комплексности применения методов воспитания, системном подходе, эффективности и актуальности гуманистического подхода в реализации методов воспитания.
Рекомендуемые формы проведения занятий:
- Внутригрупповое обсуждение. Обмен мнениями.
- Организация сводных микрогрупп по каждой группе методов.
- Выбор консультантов, анализирующих работу микрогрупп.
- Проведение занятий в форме «бег по кругу», где микрогруппы реализуют комплекс задач во взаимодействии.
Вывод: Для эффективности воспитательного процесса, нужен комплексный, системный подход к применению методов воспитания. Чем тщательнее воспитатель подбирает методы воспитания и чем лучше знает их специфику и условия применения, тем больше вероятность достижения поставленной воспитательной цели.
Литература:
- Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1993.
- Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. - М.: Просвещение, 1986. - с. 24-79 (убеждение), с. 80-105 (игра), с. 102-129 (соревнование), с. 138-152 (упражнение).
- Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе. - М., 1978.
- Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. - М., 1982.
- Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. - М.: Мол. Гвардия, 1971.
- Сухомлинский В.А. Павлышевская средняя школа. Собр. соч. в 3-х т., т. 2. - с. 186-196.
- Корчак Я. Педагогическая публицистика. - М.: Политиздат, 1990. - 289 с.
- Шацкий С.Т. Бодрая жизнь. - М.: Педагогика, 1980. - с. 126, 147.
- Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети. - М.: Просвещение, 1989.
- Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика. - М., 1997. - с. 75-102 (наказание).
- Пятьдесят сценариев классных часов. Составитель Е.М. Аджиева и др.
- Рожков М.И. Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. - М., 1999.
Приложение 1. Выявление методов воспитания в предложенных ситуациях
|