|
Цель: Изучить содержание воспитания, дифференцировав его на составляющие воспитательного процесса (умственное, правовое, физическое, поло-ролевое, семейное, трудовое, художественное, экологическое и нравственное воспитание).
Задания студентам:
- Изучить основные понятия и категории.
- Заполнить таблицу на основе изученного материала (скачать таблицу).
- Что такое целостный процесс воспитания?
- Постараться дать определение «содержание воспитания».
Вывод: Организация воспитания связана с построением такой общественной практики, которая направляет развитие субъективного мира человека, содействуя осознанному принятию им общественных ценностей, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем в соответствии с образцами идеалами общества. Выявление психологией определенных законов развития личности, характера ее становления на разных возрастных этапах онтогенеза с учетом «зоны ближайшего развития» и особых сензитивных периодов, когда растущий человек особенно чувствителен к общественному мнению, к утверждению себя среди окружающих, позволяет ориентировать педагогическую практику на построение принципиально новой целостной системы. Воспитание детей, подростков, юношества, направленной на формирование у них самостоятельности и ответственности, принципиальности и чувства собственного достоинства, творческой активности и критического мышления. Совершенствование системы воспитания требует не только качественного изменения деятельности специальных учреждений (школ разного типа, внешкольных детских учреждений, детских и молодежных общественных организаций и пр.), но и переориентации всех институтов общества, связанных с духовной и производственной деятельностью:
- на усиление внимания, уважения к каждому растущему человеку как самостоятельной личности;
- на привлечение молодых людей к участию в делах, имеющих социальную значимость.
При этом важно обеспечить единство общественного и семейного. Воспитание позволяющее осуществлять коррекции возникающих отклонений в развитии личности и поведения. В целях создания широких возможностей для максимального самовыражения, самореализации, развития социальной активности растущих людей необходимо совершенствовать формы разнообразной деятельности как в системе официально созданных детских подростково-юношеских организаций, так и в неформальных объединениях.
Литература:
- Умственное воспитание:
- Лихаев Б.Т. Педагогика: курс лекций. - М., 2001.
- Кукушин В.С. Общие основы педагогики. - Ростов-на-Дону, 2002.
- Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. - М., 1972.
- Бордовская Н.В. Педагогика. - Спб., 2002.
- Дьюи Д. Психология и педагогика мышления.
- Спенсер Г. Воспитание: умственное, нравственное и физическое.
- Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста.
- Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н.Н. Поддьякова, А.Ф. Говорковой
- Умственное воспитание:
- Дерябо С.Д. Экологическая педагогика и психология. - М., 1996.
- Захлебный А.Н. На экологическое тропе.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников.
- Литвинова Л.С. Нравственно-экологическое воспитание школьников. 5-11 классы. Основные аспекты, сценарии мероприятий.
- http://berdiev.temator.ru/cont/2160/1.html
- Трудовое воспитание:
- Сухомлинский В.А. Павлышевская средняя школа: обобщение опыта учебно-воспитательной работы в сел. сред. школе, 2 изд. - М.: Просвещение, 1979. - 393 с.
- Подласый И.П. Педагогика: новый курс. - М., 2000. - 256 с.
- Педагогика / Под. ред. Бабашского Ю.К. - М: Просвещение, 1988. - 479 с.
- Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Пособие для педагогов дошкольных учреждений.
- Комарова Т.С. 2-7 лет. Трудовое воспитание в детском саду.
- Иващенко Ф.И. Труд и развитие личности школьника: Кн. для учителя.
- Семейное или поло-ролевое воспитание:
- Лисовский З.Т. Любовь и нравственность.
- Макаренко Т.К. Книга для родителей.
- Столина В.В. Семья в психологической консультации.
- Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни.
- Сатир В. Как строить себя и свою семью.
- Семейное воспитание. Хрестоматия. - М.: Изд-во Академия.
- Каптерев П.Ф. Задачи семейного воспитания: Избранное.
- Лопатина А,, Скребцова М. Беседы и сказки о семье 32 урока.
- Коляда М.Г. Руководство по выращиванию детей.
- Чернышева А. Учимся быть родителями: школа для молодых мам и пап.
- Нравственное воспитание:
- Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа.
- Азаров Ю.П. Искусство воспитывать.
- Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах. - М.: Проспект, 2005.
- Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие. - М., 2001.
- Кокуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: Методическое пособие.
- Лопатина А., Скребцова М. Нравственное воспитание. Школа доброты, сказки о дружбе, мудрости и любви.
- Спенсер Г. Воспитание: умственное, нравственное и физическое.
- Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Пособие для педагогов дошкольных учреждений.
- http://www.cdrm.ru/kerigma/vosp-det/potap/stat/pot01.htm
- Художественное и эстетическое воспитание:
- Гурова Р.В. Вопрос - вопросов - кого хотим воспитать.
- Азаров Ю.П. Искусство воспитывать.
- Петровский Новое педагогическое мышление.
- Безруких П.П. Я и другие. Я или правила поведения для всех.
- Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа.
- Дубровская Е.А., Козлова С.А. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста.
- Новикова Г.П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста: Методические рекомендации для педагогов, воспитателей и музыкальных руководителей.
- http://www.bolshe.ru/unit/18/books/2916/s/6
- Физическое воспитание:
- Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа.
- Решетнева Г.А., Минка И.Н. Физическое воспитание детей первого года жизни с нарушениями в развитии.
- Матвеева А.П. Методика физического воспитания в начальной школе.
- Родионов А.В. Психология физического воспитания и спорта.
- Правовое воспитание:
- Никитин А.Ф. Педагогика прав человека.
- Сластенин В.А. Педагогика - учеб. пособие. - М., 2001.
- Элиасберг Н.И. Система правового образования в школе и воспитание гражданина России.
- Дик Н. Веселые классные часы в 7-9-х классах.
- http://www.hro.org/
|