Главная > Семинары > Семинар к теме 7. Содержание воспитания
Семинары Семинар к теме 7. Содержание воспитания
К теме 1. Педагогическое взаимодействие и его особенности
К теме 2. Современные методологические подходы в педагогике: гуманистический
К теме 2. Современные методологические подходы в педагогике: компетентностный
К теме 2. Современные методологические подходы в педагогике: культурологический
К теме 4. Конвенция о правах ребенка
К теме 5. Личностно-ориентированное образование
К теме 5. Педагогический идеал
К теме 7. Содержание воспитания
К теме 8. Методы воспитания
К теме 8. Принципы воспитания
К теме 9. Развивающее обучение
К теме 11. Виды обучения
К теме 12. Формы организации обучения

Цель: Изучить содержание воспитания, дифференцировав его на составляющие воспитательного процесса (умственное, правовое, физическое, поло-ролевое, семейное, трудовое, художественное, экологическое и нравственное воспитание).

Задания студентам:

  1. Изучить основные понятия и категории.
  2. Заполнить таблицу на основе изученного материала (скачать таблицу).
  3. Что такое целостный процесс воспитания?
  4. Постараться дать определение «содержание воспитания».

Вывод: Организация воспитания связана с построением такой общественной практики, которая направляет развитие субъективного мира человека, содействуя осознанному принятию им общественных ценностей, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем в соответствии с образцами идеалами общества. Выявление психологией определенных законов развития личности, характера ее становления на разных возрастных этапах онтогенеза с учетом «зоны ближайшего развития» и особых сензитивных периодов, когда растущий человек особенно чувствителен к общественному мнению, к утверждению себя среди окружающих, позволяет ориентировать педагогическую практику на построение принципиально новой целостной системы. Воспитание детей, подростков, юношества, направленной на формирование у них самостоятельности и ответственности, принципиальности и чувства собственного достоинства, творческой активности и критического мышления. Совершенствование системы воспитания требует не только качественного изменения деятельности специальных учреждений (школ разного типа, внешкольных детских учреждений, детских и молодежных общественных организаций и пр.), но и переориентации всех институтов общества, связанных с духовной и производственной деятельностью:

  • на усиление внимания, уважения к каждому растущему человеку как самостоятельной личности;
  • на привлечение молодых людей к участию в делах, имеющих социальную значимость.
При этом важно обеспечить единство общественного и семейного. Воспитание позволяющее осуществлять коррекции возникающих отклонений в развитии личности и поведения. В целях создания широких возможностей для максимального самовыражения, самореализации, развития социальной активности растущих людей необходимо совершенствовать формы разнообразной деятельности как в системе официально созданных детских подростково-юношеских организаций, так и в неформальных объединениях.

Литература:

  • Умственное воспитание:
    1. Лихаев Б.Т. Педагогика: курс лекций. - М., 2001.
    2. Кукушин В.С. Общие основы педагогики. - Ростов-на-Дону, 2002.
    3. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. - М., 1972.
    4. Бордовская Н.В. Педагогика. - Спб., 2002.
    5. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления.
    6. Спенсер Г. Воспитание: умственное, нравственное и физическое.
    7. Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста.
    8. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н.Н. Поддьякова, А.Ф. Говорковой
  • Умственное воспитание:
    1. Дерябо С.Д. Экологическая педагогика и психология. - М., 1996.
    2. Захлебный А.Н. На экологическое тропе.
    3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников.
    4. Литвинова Л.С. Нравственно-экологическое воспитание школьников. 5-11 классы. Основные аспекты, сценарии мероприятий.
    5. http://berdiev.temator.ru/cont/2160/1.html
  • Трудовое воспитание:
    1. Сухомлинский В.А. Павлышевская средняя школа: обобщение опыта учебно-воспитательной работы в сел. сред. школе, 2 изд. - М.: Просвещение, 1979. - 393 с.
    2. Подласый И.П. Педагогика: новый курс. - М., 2000. - 256 с.
    3. Педагогика / Под. ред. Бабашского Ю.К. - М: Просвещение, 1988. - 479 с.
    4. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Пособие для педагогов дошкольных учреждений.
    5. Комарова Т.С. 2-7 лет. Трудовое воспитание в детском саду.
    6. Иващенко Ф.И. Труд и развитие личности школьника: Кн. для учителя.
  • Семейное или поло-ролевое воспитание:
    1. Лисовский З.Т. Любовь и нравственность.
    2. Макаренко Т.К. Книга для родителей.
    3. Столина В.В. Семья в психологической консультации.
    4. Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни.
    5. Сатир В. Как строить себя и свою семью.
    6. Семейное воспитание. Хрестоматия. - М.: Изд-во Академия.
    7. Каптерев П.Ф. Задачи семейного воспитания: Избранное.
    8. Лопатина А,, Скребцова М. Беседы и сказки о семье 32 урока.
    9. Коляда М.Г. Руководство по выращиванию детей.
    10. Чернышева А. Учимся быть родителями: школа для молодых мам и пап.
  • Нравственное воспитание:
    1. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа.
    2. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать.
    3. Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах. - М.: Проспект, 2005.
    4. Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие. - М., 2001.
    5. Кокуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: Методическое пособие.
    6. Лопатина А., Скребцова М. Нравственное воспитание. Школа доброты, сказки о дружбе, мудрости и любви.
    7. Спенсер Г. Воспитание: умственное, нравственное и физическое.
    8. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Пособие для педагогов дошкольных учреждений.
    9. http://www.cdrm.ru/kerigma/vosp-det/potap/stat/pot01.htm
  • Художественное и эстетическое воспитание:
    1. Гурова Р.В. Вопрос - вопросов - кого хотим воспитать.
    2. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать.
    3. Петровский Новое педагогическое мышление.
    4. Безруких П.П. Я и другие. Я или правила поведения для всех.
    5. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа.
    6. Дубровская Е.А., Козлова С.А. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста.
    7. Новикова Г.П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста: Методические рекомендации для педагогов, воспитателей и музыкальных руководителей.
    8. http://www.bolshe.ru/unit/18/books/2916/s/6
  • Физическое воспитание:
    1. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа.
    2. Решетнева Г.А., Минка И.Н. Физическое воспитание детей первого года жизни с нарушениями в развитии.
    3. Матвеева А.П. Методика физического воспитания в начальной школе.
    4. Родионов А.В. Психология физического воспитания и спорта.
  • Правовое воспитание:
    1. Никитин А.Ф. Педагогика прав человека.
    2. Сластенин В.А. Педагогика - учеб. пособие. - М., 2001.
    3. Элиасберг Н.И. Система правового образования в школе и воспитание гражданина России.
    4. Дик Н. Веселые классные часы в 7-9-х классах.
    5. http://www.hro.org/

Наверх
Сайт создан в системе uCoz