|
Цель: Изучение гуманистических основ педагогики, осмысление значимости гуманизации образования сегодня, понимание принципиальных различий гуманистического и авторитарного типов образования, отказ от авторитарной педагогики, противоречащей современным тенденциям личностно-ориентированного образования.
Задание студентам:
- Дать определения основных понятий и категорий:
- авторитаризм - это исторически определенная система воззрений и действий, предусматривающая постоянный контроль над личностью и ее подавление, которые создают препятствие на пути самореализации личности;
- гуманизм - это исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей;
- гуманистическая педагогика - педагогическая концепция, основанная на принципах уважения в ребенке растущего человека, стимулирования в ходе воспитания развития ребенка, ориентированная на самореализацию личности подрастающего человека;
- авторитарная педагогика - педагогическая концепция, основанная на принципах отношения к ребенку как к объекту педагогического воздействия, безоговорочного его подчинения воле педагога, ориентированная на подавление личности ребенка.
- Актуализировать идеи гуманистической педагогики на современном этапе:
- изучить работы педагогов-гуманистов и гуманистических воспитательных систем;
- дать сравнительный анализ авторитарной и гуманистической педагогики.
В ходе работы студенты должны сформулировать общий вывод о самоценности ребенка, создании условий его развития, актуальности идей гуманистической педагогики сегодня.
Работа студентов на занятии:
- Определение основных понятий и категорий.
- Обсуждение основных идей педагогов-гуманистов, их актуальность сегодня.
- Дискуссия по гуманистическому и авторитарному типам образования.
- Заполнить таблицу и проиллюстрировать примерами из прочитанных работ педагогов-гуманистов (скачать таблицу).
Литература:
- Шацкий С.Т. Бодрая жизнь, избр. пед. соч. в 2-х т. - М., 1980.
- Работа для будущего кн. для учит. / Сост. Малинин - М.: Просвещение, 1989.
- Сорока-Росинский В.Н. Школа им. Достоевского. - М.: Педагогика, 1991.
- Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе. - М., 1999.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Избр. пед. соч. в 3-х т., т. 1 - М., 1979.
- Корчак Я. Как любить ребёнка: книга о воспитании. - М.: Политиздат, 1990
- Амонашвили Ш.А. Размышление о гуманной педагогике. - М., 1996. - с. 7-50, 77-95.
- Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / Под ред. Селивановой Н.Л. - М., 1998.
- Рыданова И.А. Основы педагогики общения. - М.: 1998. - с. 9-18, 45-61.
- Демакова И.Д. Воспитание в условиях гуманизации образования. - Республиканский центр развития образования МНОУР, 1999.
- Новые ценности образования / Под ред. О.С. Газмана и др. - М. РАО, 1995-96.
- Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парад, проекции, практики. - М., 1995. - с. 102, 103, 107.
Вопросы для самоконтроля:
- Какое место занимает ребенок при гуманистическом и при авторитарном подходе?
- Объяснить приоритеты воспитательной деятельности в обоих подходах.
- Показать возможные позиции участников гуманистического и авторитарного процесса воспитания.
Приложение 1. Игровые симуляции
Приложение 2. Гуманистическая педагогика
|