Главная > Семинары > Семинар к теме 2. Современные методологические подходы в педагогике: гуманистический
Семинары Семинар к теме 2. Современные методологические подходы в педагогике: гуманистический
К теме 1. Педагогическое взаимодействие и его особенности
К теме 2. Современные методологические подходы в педагогике: гуманистический
К теме 2. Современные методологические подходы в педагогике: компетентностный
К теме 2. Современные методологические подходы в педагогике: культурологический
К теме 4. Конвенция о правах ребенка
К теме 5. Личностно-ориентированное образование
К теме 5. Педагогический идеал
К теме 7. Содержание воспитания
К теме 8. Методы воспитания
К теме 8. Принципы воспитания
К теме 9. Развивающее обучение
К теме 11. Виды обучения
К теме 12. Формы организации обучения

Цель: Изучение гуманистических основ педагогики, осмысление значимости гуманизации образования сегодня, понимание принципиальных различий гуманистического и авторитарного типов образования, отказ от авторитарной педагогики, противоречащей современным тенденциям личностно-ориентированного образования.

Задание студентам:

  1. Дать определения основных понятий и категорий:
    • авторитаризм - это исторически определенная система воззрений и действий, предусматривающая постоянный контроль над личностью и ее подавление, которые создают препятствие на пути самореализации личности;
    • гуманизм - это исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей;
    • гуманистическая педагогика - педагогическая концепция, основанная на принципах уважения в ребенке растущего человека, стимулирования в ходе воспитания развития ребенка, ориентированная на самореализацию личности подрастающего человека;
    • авторитарная педагогика - педагогическая концепция, основанная на принципах отношения к ребенку как к объекту педагогического воздействия, безоговорочного его подчинения воле педагога, ориентированная на подавление личности ребенка.
  2. Актуализировать идеи гуманистической педагогики на современном этапе:
    • изучить работы педагогов-гуманистов и гуманистических воспитательных систем;
    • дать сравнительный анализ авторитарной и гуманистической педагогики.
    В ходе работы студенты должны сформулировать общий вывод о самоценности ребенка, создании условий его развития, актуальности идей гуманистической педагогики сегодня.

Работа студентов на занятии:

  1. Определение основных понятий и категорий.
  2. Обсуждение основных идей педагогов-гуманистов, их актуальность сегодня.
  3. Дискуссия по гуманистическому и авторитарному типам образования.
  4. Заполнить таблицу и проиллюстрировать примерами из прочитанных работ педагогов-гуманистов (скачать таблицу).

Литература:

  1. Шацкий С.Т. Бодрая жизнь, избр. пед. соч. в 2-х т. - М., 1980.
  2. Работа для будущего кн. для учит. / Сост. Малинин - М.: Просвещение, 1989.
  3. Сорока-Росинский В.Н. Школа им. Достоевского. - М.: Педагогика, 1991.
  4. Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе. - М., 1999.
  5. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Избр. пед. соч. в 3-х т., т. 1 - М., 1979.
  6. Корчак Я. Как любить ребёнка: книга о воспитании. - М.: Политиздат, 1990
  7. Амонашвили Ш.А. Размышление о гуманной педагогике. - М., 1996. - с. 7-50, 77-95.
  8. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / Под ред. Селивановой Н.Л. - М., 1998.
  9. Рыданова И.А. Основы педагогики общения. - М.: 1998. - с. 9-18, 45-61.
  10. Демакова И.Д. Воспитание в условиях гуманизации образования. - Республиканский центр развития образования МНОУР, 1999.
  11. Новые ценности образования / Под ред. О.С. Газмана и др. - М. РАО, 1995-96.
  12. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парад, проекции, практики. - М., 1995. - с. 102, 103, 107.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Какое место занимает ребенок при гуманистическом и при авторитарном подходе?
  2. Объяснить приоритеты воспитательной деятельности в обоих подходах.
  3. Показать возможные позиции участников гуманистического и авторитарного процесса воспитания.

Приложение 1. Игровые симуляции
Приложение 2. Гуманистическая педагогика

Наверх
Сайт создан в системе uCoz