Главная > Семинары > Семинар к теме 2. Современные методологические подходы в педагогике: гуманистический > Приложение 2. Гуманистическая педагогика |
Семинары | Приложение 2. Гуманистическая педагогика |
Гуманистическую педагогику чаще всего называют инновационной. Но инновационная она только для нас: лучшие западные системы уже давно эволюционируют в сторону гуманистической ориентации и постепенно трансформируются в систему новых отношений. В чем главная сущность этой педагогики? Гуманизм (от лат. humanus - человеческий, человечный) - целостная концепция человека как наивысшей ценности в мире. Главным положением этой концепции является защита достоинства личности, признание ее прав на свободу, счастье, проявление и развитие своих способностей, создание для этого соответствующих благоприятных условий (жизни, труда, обучения и т.д.). Гуманистическая педагогика - система научных теорий, утверждающая воспитанника в роли активного, сознательного, равноправного участника учебно-воспитательного процесса, развивающегося по своим возможностям. С позиций гуманизма, конечная цель воспитания состоит в том, чтобы каждый воспитанник мог стать полномочным субъектом деятельности, общения и познания, свободной, самостоятельной личностью. Гуманистическая педагогика сориентирована на личность. Отличительные признаки:
Гуманизацию учебно-воспитательного процесса следует понимать как отказ от авторитарной педагогики с ее педагогическим давлением на личность, отрицающим возможность установления нормальных человеческих отношений между педагогом и обучаемым, как переход к личностно-ориентированной педагогике, придающей абсолютное значение личной свободе и деятельности обучаемых. Гуманизировать этот процесс - это создать условия, в которых учащийся не может не учиться, не может учиться ниже своих возможностей, не может остаться равнодушным участником воспитательных дел или сторонним наблюдателем бурно текущей жизни. Гуманистическая педагогика требует приспособления школы к учащимся, обеспечения атмосферы комфорта и «психологической безопасности». Учителем гуманизма называют Карла Роджерса (родился в США в 1902 г.). Став педагогом, был ласков с учениками, жил их жизнью. Понял: всегда побеждает добро. Создал кружок гуманистической ориентации, который превратился со временем в крупнейший исследовательский центр. В своей книге «Freedom to Learn for the 80's» К. Роджерс писал, что нельзя кого-либо изменить, передавая ему готовый опыт. Можно лишь создать атмосферу, способствующую развитию человека. Создание такой атмосферы К. Роджерс называет «облегчением» (анг. facilitate), учителей - фацилитаторами. От них требуется одно - определенно подчеркнуть воспитаннику, что его любят, им интересуются, им занимаются. К. Роджерса не удовлетворяют следующие положения традиционной педагогики:
К. Роджерс предложил новую модель образования - модель концентрации на личности. Он выделил 9 основных положений:
В гуманистически ориентированной школе налицо много новых элементов, сопровождающих учащегося на всем протяжении его обучения. Он будет:
Итак, гуманистическая педагогика - это «наука, предметом которой является человек и его воспитание (включая образование, обучение), основанная на отношении к нему как к личности, с правом на самовыражение и свободу выбора». (И.П. Подласый. Педагогика: Учебник для ВУЗов. - М.: Педагогика, 1999). Гуманистическая педагогика - это «личностно-гуманная основа педагогического процесса» (Ш. Амонашвили, 1984 г.). Исходные педагогические позиции, которые предопределяют установление гуманных отношений между педагогом и учащимися:
Гуманное общество могут создать лишь мудрые, гуманные люди, но таких людей может воспитать только гуманизм. «Сколько я буду жить, столько буду проверять в своей школе правдивость истины, в которую я искренне верю: человека можно воспитывать только добром.» (В.А.Сухомлинский) Гуманные отношения слагаются из интереса к личности учащегося, из сочувствия учащемуся, помощи ему, уважения его мнения, состояния особенностей его развития, из высокой требовательности к его учебной деятельности и озабоченности развитием его личности. Учащиеся видят эти проявления и следуют им сначала неосознанно, постепенно приобретая опыт гуманного отношения к людям. |
Copyright © 2006-2007 Использование материалов учебника не допустимо без письменного разрешения авторов |