Главная > Семинары > Семинар к теме 5. Личностно-ориентированное образование > Приложение 2. Личностно-ориентированное образование
Семинары Приложение 2. Личностно-ориентированное образование
К теме 1. Педагогическое взаимодействие и его особенности
К теме 2. Современные методологические подходы в педагогике: гуманистический
К теме 2. Современные методологические подходы в педагогике: компетентностный
К теме 2. Современные методологические подходы в педагогике: культурологический
К теме 4. Конвенция о правах ребенка
К теме 5. Личностно-ориентированное образование
К теме 5. Педагогический идеал
К теме 7. Содержание воспитания
К теме 8. Методы воспитания
К теме 8. Принципы воспитания
К теме 9. Развивающее обучение
К теме 11. Виды обучения
К теме 12. Формы организации обучения

Вернуться

В центре внимания личностно-ориентированного образования стоит уникальная, целостная личность, которая стремится к самоактуализации, открыта для нового опыта, умеет делать выбор в различных жизненных ситуациях и несет за этот выбор полную и осознанную ответственность. Содержание обучения и воспитания в этом случае рассматривается как средство развития личности, а не как цель.

Современным требованиям подготовки специалистов более всего соответствует именно система личностно-ориетированного образования. В ее основе лежит признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого человека, его развития не как «коллективного субъекта», но прежде всего как индивида, наделенного неповторимым субъективным опытом.

В мировой практике неоднократно предпринимались попытки реализовать идеи личностно-ориетированного образования, начиная с идей воспитания Жан-Жака Руссо, И.Г. Песталоцци, Г.Д. Торей, М. Монтессори и др. При всем различии концепций этих педагогов их объединяло стремление воспитать свободную личность, сделать обучаемого центром внимания педагога, предоставить ученику возможность активной познавательной деятельности через творчество, самостоятельную целесообразную активность.

Личностно-ориентированное образование предусматривает дифференциальный подход к образованию с учетом уровня интеллектуального развития обучаемых, их подготовки, способностей и возможностей. К. Роджерс выделяет следующие обязательные условия личностно-ориентированного подхода к человеку:

  • индивид находится в центре постоянно меняющегося мира, значит, для каждого индивида важен собственный мир восприятия окружающей действительности; этот внутренний мир не может быть до конца познан никем извне;
  • человек относится к окружающей действительности сквозь призму собственного восприятия и понимания;
  • человек стремится к самопризнанию и к самореализации; человек обладает внутренней потребностью к самосовершенствованию;
  • взаимопонимание, столь необходимое для развития личности, может достигаться только в результате общения.

Самосовершенствование, развитие происходит на основе взаимодействия со средой, с другими людьми; внешняя оценка весьма существенна для человека, для его самопознания, она достигается в результате прямых или скрытых контактов.

Требования к технологиям личностно ориентированного образования: диалогичность, деятельностно-творческий характер, направленность на поддержку индивидуального развития человека, предоставление ему необходимого пространства свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения.

Ключевые параметры личностно-ориентированного воспитания:

  1. Воспитательная среда. Основная характеристика - активность. Под активностью понимается способность среды поддерживать некоторый достаточный для всех участников взаимодействия уровень эмоциональной и интеллектуальной напряженности, стимулировать вопросительное отношение ребенка к миру и творческий поиск ответов на вопросы, возникающие у него в процессе жизнедеятельности.
  2. Воспитательное взаимодействие. Основная характеристика - открытость. В условиях открытости преодолеваются напряженность, страх ребенка, его неуверенность в себе. Итог взаимодействия - возникновение у его участников чувства успешности, свободы.

Ценности воспитательной деятельности педагога:

  • главная ценность - это сам ребенок (педагог помогает понять ребенку, каковы его возможности, что он умеет, чего хочет и чего не хочет);
  • личность и индивидуальность ребенка;
  • права ребенка. Они проанализированы в Конвенции ООН. Ребенком считается человек от рождения до 18 лет. В 64 статьях излагаются права детей. Это право на защиту от произвола, на невмешательство в их семейную жизнь, на свободное выражение взглядов, свобода совести, вероисповедания, право на уважение и т.д.;
  • детство;
  • школа (школа развития как пространство и время жизни детей и учителей).

Основные направления гуманистической воспитательной деятельности:

  • изучение ребенка;
  • создание условий его саморазвития, самореализации, самовоспитания;
  • организация активной жизнедеятельности детей;
  • обеспечение комфортного самочувствия каждого ребенка в детском сообществе.

Вернуться

Наверх
Сайт создан в системе uCoz