Традиционное образование |
Личностно-ориентированное образование |
1. Сущность и назначение |
Овладение знаниями, умениями, навыками |
Становление человека, обретение себя, своего образа: неповторимости индивидуальности, духовности, творческого начала |
2. Отношение педагога к учащемуся и его позиция в образовательном процессе |
Педагог принуждает к учению строгими требованиями, императивами |
Педагог относится к учащимся как к субъектам, способным учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и свободному выбору Педагог создает условия для целенаправленного воспитания, социализации, обогащения знаниями и опытом и управляет этим процессом с позиции интересов учащегося |
3. Функции |
1. Образовательная 2. Воспитательная 3. Развивающая с ориентацией на общую, единую и обязательную для всех линию психологического развития |
1. Гуманитарная - сохранение и восстановление телесного и духовного здоровья, поиск смысла жизни, обретение личной свободы, воспитание нравственности. Механизмы реализации: понимание, взаимопонимание, общение, сотрудничество 2. Культуросозидательная - обеспечивает сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования. Механизм реализации: культурная идентификация 3. Социализирующая - обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта. Механизмы: адаптация, жизне-творчество, рефлексия, выживание, сохранение своей индивидуальности |
4. Развитие |
Интеллекта, мышления |
Личностно-смысловой сферы, мышления |
5. Движущие силы образовательного процесса |
Противоречие между знанием и незнанием |
Знания приобретают характер отношений |
6. Педагогические технологии |
Основные технологии - объяснительно-иллюстративные |
Основные технологии - личностно-деятельностные, интерактивные |