Главная > Семинары > Семинар к теме 2. Современные методологические подходы в педагогике: культурологический > Приложение 2. Формы присвоения продуктов культуры
Семинары Приложение 2. Формы присвоения продуктов культуры
К теме 1. Педагогическое взаимодействие и его особенности
К теме 2. Современные методологические подходы в педагогике: гуманистический
К теме 2. Современные методологические подходы в педагогике: компетентностный
К теме 2. Современные методологические подходы в педагогике: культурологический
К теме 4. Конвенция о правах ребенка
К теме 5. Личностно-ориентированное образование
К теме 5. Педагогический идеал
К теме 7. Содержание воспитания
К теме 8. Методы воспитания
К теме 8. Принципы воспитания
К теме 9. Развивающее обучение
К теме 11. Виды обучения
К теме 12. Формы организации обучения

Вернуться

Вслед за М.С. Каганом мы выделяем следующие формы присвоения продуктов культуры:

  1. Материальной культуры: научение - формирование ненаследуемых умений культурного поведения и действий. Вид деятельности - предметный.
  2. Духовной культуры:
    • изучение (извлечение знания), «понимающий характер» гуманитарного знания, эмпатия в сфере образовательной деятельности;
    • передача ценностей через переживание в процессе духовного общения, в области субъект-субъектных отношений, воспитания, приобщения к ценностям.
  3. Художественной культуры - чувственное восприятие как созерцание, переживание, понимание, творческое воссоздание в воображении, личностная интерпретация. Нерасчленимое целое предметной деятельности и общения в художественной деятельности, диалогический характер постижения искусства, сотворчество.

Проанализируем подробнее эти формы присвоения продуктов культуры, в том числе и с педагогической точки зрения.

В процессе усвоения научных знаний существует довольно сложная ситуация: она была осознана еще двести лет назад Ф. Шлейермахером, и ее теоретическое осмысление вылилось в особое направление науковедения и гносеологии - в так называемую герменевтику. Речь шла о необходимости особого способа постижения продуктов гуманитарного знания, опирающегося на вчувствование читателя - на эмпатию, интуитивно-эмоциональное проникновение в его сокровенный смысл, недоступный обычным рациональным способам извлечения содержащегося в естественных науках знания. Неокантианцы подошли к этой проблеме с другой стороны, противопоставив два метода познания: объяснение и понимание. Имеется в виду понимание самой наукой своего предмета, который не поддается объяснению, т.е. подведению единичного под общее в силу его индивидуальной неповторимости, - таковы духовная жизнь и деятельность человека.

«Понимающий» характер гуманитарного знания обуславливает соответствующий тип его усвоения - понимание содержания, смысла, его интерпретация. Это существенно повышает активность ученика и в гораздо большей степени зависит от культуры ученика и культуры времени, чем изучение естественных и технических наук.

Присвоение продуктов духовной культуры происходит еще и в форме приобщения к ценностям.

Вслед за М.С. Каганом, О.К. Крокинской мы принимаем следующее определение ценности: сила, существенно определяющая особенности сознания, мировоззрения и поведения любого субъекта, будь то отдельный человек или групповые общности разного уровня и масштаба. На основе ценностей, которые они принимают, люди строят отношения, определяют приоритеты и критерии, выдвигают цели деятельности. Ценности существенно отличаются от знаний по самой своей природе, так как они выражают не отношение между объектами, а отношение между объектом и субъектом и способ их распредмечивания не может быть тем же, что при усвоении знаний. Коммуникация как передача готовых пакетов информации монологическим способом оказывается неэффективной при попытках передать свои ценности другим людям - таким образом можно только рассказать о них, информировать. Но нельзя сделать так, чтобы другой человек их разделил, чтобы они стали и его ценностями, даже если этот другой - ребенок, ученик. Передать другому свои ценности можно лишь в процессе духовного общения, которое основано на отношении к другому не как к ученику, незнайке, а как к равному себе субъекту - хотя бы он был ребенком или представителем другой культуры. Как субъект, он должен обладать свободой, собственным целеполаганием, уникальностью неповторимой личности, и его можно приобщить к ценностям лишь на основе любви к нему, уважения и стремления достичь с ним духовной общности в процессе совместного проживания жизненных ситуаций. Как свободная личность, обладающая не только сознанием, но и самосознанием, он должен быть способен не к одним интеллектуальным операциям, но и к переживанию, т.е. глубинному личностному освоению, превращению внешнего опыта «в факт своей биографии» (С.Л. Рубинштейн).

Строго говоря, ценности вырабатываются каждым человеком самостоятельно, а не усваиваются в готовом виде, извлекаемые из книг или чужого опыта. Анализ исследований по теории ценностей (А.Г. Асмолов, Е.В. Бондаревская, И.С. Розов, В.П. Тугаринов и др.) показал, что их присвоение происходит при вскрытии значимости личностного и общественного смысла. Человек должен сформировать свое ценностно-смысловое пространство (Т. Будкас, О.А. Зевина). Социально значимые ценности, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности в форме личностных ценностей, являясь одним из источников мотивации ее поведения. Мы исходим из мнения Питирима Сорокина, что именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры. Культура рассматривается как ценностное отражение действительности, синтезирующее в себе вершины человеческого самосознания. И культура делает возможным сохранение и передачу ценностей от поколения к поколению, от общества к личности. Передача эта и составляет сущность воспитания.

Если образование есть передача знаний, а научение - передача умений, то воспитание - это приобщение к ценностям. Именно «приобщение», ибо передать ценности ученикам, детям, людям можно лишь в процессе общения, а не простой коммуникации, передающей знания. В воспитательном процессе диалектически связываются переживание и понимание ценностных позиций, эмоциональное и рефлексивное отношение к ценностям другого и своим собственным, что превращает ценностное отношение в целостно-духовное, а не одностороннее - либо рациональное, либо эмоциональное. Понятно, что воспитание как целенаправленное формирование ценностного сознания личности - деятельность несравненно более сложная, чем образование как передача знаний или научение. В педагогической науке определяется целое направление, характеризующееся аксиологическим подходом, в котором исследуется взаимосвязь процесса формирования ценностных ориентаций и педагогического процесса. Здесь можно назвать работы Ш.А. Амонашвилли, В.П. Бездухова, Е.В. Бондаревской, Б.С. Гершунского, В.А. Григорьевой-Голубевой, И.С. Кона, В.В. Соколовой, Н.Е. Щурковой, В.А. Ядова и др.

Основными ценностями воспитания называются: человек как предмет воспитания, культура как среда, растящая и питающая личность, творчество как способ развития человека в культуре. Ценности воспитания - это его человеческие смыслы, общественно одобряемые и передаваемые из поколения в поколение образцы педагогической культуры, запечатленные в культурном облике человека, культурных образцах жизни, в педагогических теориях и системах, технологиях и способах педагогической деятельности и поведения. Культурное ядро содержания воспитания должны составлять универсальные общечеловеческие, общенациональные и региональные ценности, а отношение к учащемуся строится исходя из восприятия его как свободной, целостной личности, способной по мере своего развития к самостоятельному выбору ценностей, самоопределению в мире культуры и творческой самореализации. Воспитание при этом не навязывает те или иные ценности (как это было в прежнем советском воспитании), а лишь создает условия для их узнавания, понимания и выбора, стимулирует этот выбор и последующую внутреннюю работу над своими действиями и поступками.

Основные функции культуросообразного образования состоят в создании различных культурных сред, где осуществляется развитие человека и приобретение им опыта культуросообразного поведения, оказание ему помощи в культурной самоидентификации и реализации творческих задатков и способностей. Иными словами, это образование, которое всей своей организацией побуждает культурное саморазвитие обучаемого и педагога в социокультурном пространстве. Оно есть диалог культур (говоря языком М.М. Бахтина и В.С. Библера).

Культурологический подход к образованию (Н.Б. Крылова) позволяет по-новому осмыслить его теоретическую базу. Схематически это можно изобразить следующим образом:

Концептуальное (теоретическое) поле образования.

Культурологическое знание взаимодействует особым образом с каждой из отраслей гуманитарного знания - философией, психологией, педагогикой, а каждое взаимодействие (культурология-философия, культурология-психология, культурология-педагогика) - это такая специфическая междисциплинарная область знания, где возникают собственные, в том числе и совершенно новые проблемы. Коснемся лишь одной связи: культурология-педагогика. Ее возникновение в рамках концепции гуманистической педагогики не случайно. Гуманистическое образование открывает перспективы взаимодействия свободного саморазвития личности и педагогической деятельности, ориентированной на индивидуальные возможности, развертывающиеся в естественной культурной среде. Обращение к гуманистической традиции, которая складывалась в ходе всей человеческой культуры, - единственно возможный путь развития системы образования, стратегическая программа его обновления. Еще в 19 веке Карл Шмидт зафиксировал связь воспитания и культуры: «Педагогика и развитие ее состоит в самой тесной связи с культурой народа вообще...воспитание идет вперед заодно с культурой народа». Цели воспитания определяются им как возвышение достигнутого в культуре. Таким образом, можно утверждать, что уже в 19 веке были заложены основы культурологии образования, применялся культурологический подход к вопросам воспитания. В последнее время обозначилась потребность в более пристальном внимании к культурологии образования, что было вызвано кризисными явлениями в социально-культурной сфере, усложнением самого процесса образования и развития личности.

У К.Н. Вентцеля есть тонкое замечание о том, что культура предполагает культ человека. Абсолютной ценностью воспитания и является человек, как «мера всех вещей». Человек - это и цель, и результат, и главный критерий оценки качества воспитания. Воспитание в человеческом измерении - это гуманистический, личностно ориентированный процесс. В концепции человека, развиваемой русскими философами Н.А. Бердяевым, Н.Ф. Федоровым, П.Ф. Флоренским, он предстает как эпицентр культуры, ее высшая духовная ценность. Человек обретает свою духовную сущность, становится частью человечества, постигая культуру и творя ее. Из этих положений естественно вытекает вывод о том, что культурная сущность человека является системообразующим компонентом его целостности. Опираясь на эти положения, мы считаем возможным в качестве глобальной цели современного образования рассматривать человека культуры. Человек культуры - это:

  1. Свободная личность, способная к самоопределению в мире культуры. С педагогической точки зрения, это система таких взаимосвязанных качеств, как чувство собственного достоинства, независимость суждений, сочетаемая с уважением к мнению других людей, способность к ориентации в мире культурных ценностей, самостоятельность, умение осуществлять свободный выбор содержания своей жизнедеятельности, поведения, способов своего развития.
  2. Духовная личность с развитыми потребностями в познании и самопознании, рефлексии, красоте, общении, творчестве. Образование - основа духовности. Однако, чтобы стать таковым, оно должно иметь соответствующее содержание, ориентированное на общечеловеческие ценности, мировую и национальную культуру. Обращение к духовности - это путь возрождения русской интеллигенции, создание предпосылок для развития творческой индивидуальности, подлинной внутренней культуры. Гуманная личность, способная к сопереживанию, проявлению терпимости и доброжелательности ко всем людям, независимо от их национальности, положения в обществе, личных свойств. Педагогические аспекты воспитания этих качеств состоят в необходимости гуманитаризации содержания образования, гуманизации его методов и всей системы воспитательных отношений. Гуманизм - сложное и многоплановое явление. В научной литературе последних лет (Л.М. Архангельский, В.П. Бездухов, Л.П. Буева, В.А. Григорьева-Голубева, С.А. Смирнов, В.В. Соколова, Е.Н. Шиянов и др.) подробно освещены вопросы, связанные с его возникновением, проанализированы этапы развития гуманистической мысли, определено его содержание. Проведенный анализ литературы по проблеме позволяет утверждать, что как система ценностей гуманизм признается нравственной ценностью, моральной нормой и принципом педагогической деятельности, а реализация идей гуманизма в педагогической действительности невозможна без преобразования содержания воспитания и обучения. Современную гуманистическую парадигму образования составляют три ведущих, по мнению Н.Б. Крыловой, направления педагогической деятельности: обеспечение внутренних условий, создание благоприятных внешних условий для психического и биологического существования и развития человека, организация очеловеченной микросоциальной среды как продукта активности обучаемых и педагогов.
  3. Творческая личность, вариативно мыслящая, постоянно сомневающаяся, не удовлетворяющаяся достигнутым результатом, с развитым чувством нового, стремлением к созиданию. «В процессе культурогенеза у человека сформировалась особого рода потребность выходить за пределы повторения созданного, за пределы репродуцирования известного и созидать новое, разгадывать неизвестное. Проявление этой потребности - стремление каждого культурного человека к творчеству, к внесению своего вклада в культуру. Эта потребность порождает и питает стимулы самообразования, самовоспитания, духовного саморазвития» (М.С. Каган). Педагогически значимые ориентиры творческой личности сконцентрированы в таких характеристиках, как развитые способности, потребности в преобразующей деятельности, сочетание аналитического и интуитивного мышления, стремление к жизнетворчеству.
  4. Практически подготовленная к жизни личность. Адаптация к жизненным условиям рыночного хозяйствования, межнационального общения, диалога культур требует от выпускника вуза практического овладения основами экономики, компьютерной грамотностью, навыками общения, знаниями культурных традиций и умениями их использовать. Мы согласны с мнением Б.Д. Эльконина о том, что образованный человек - это человек, для которого вхождение в различные культурные и социальные общности - есть построение собственного продуктивного действия.
  5. Личность, способная к культурной идентификации, т.е. к осознанию своей принадлежности к определенной культуре, интериоризации ее ценностей (принятию их как своих), выбору и осуществлению культуросообразного образа жизни, поведения, самодетерминации в горизонте Большого и Малого времени культуры (М.М. Бахтин). «Культура - это форма самодетерминации индивида в горизонте личности, форма свободного решения и перерешения своей судьбы в сознании ее исторической и всеобщей ответственности позволяет отражать, преломлять, преобразовывать все мощные силы детерминации извне, в невероятной мере усиливает слабые возможности индивидуальной самобытийности, но и ответственности за свои поступки…как основание возможности самому индивиду свободно предопределять и свободно перерешать свою жизнь, поступки, судьбу. Только культура образует реальный, необходимый, всеобщий, ответственный смысл действительной свободы человеческого бытия» (В.С. Библер).

Необходимое условие ориентации образования на воспитание человека культуры - интеграция образования в культуру и культуры в образование.

Возвращаясь к предложенным М.С. Каганом формам присвоения продуктов художественной культуры, обнаруживается, что восприятие произведений искусства является особым типом распредмечивания в процессе общения. Своеобразие этого процесса обусловлено особенностями художественной предметности и порождающей их творческой деятельности. Процесс этот локализован в сознании и никак не материализуется. Кроме того, он является не творческим, а сотворческим, поскольку его направленность зависит от воспринимаемого произведения искусства, продолжая, развивая сделанное художником-первотворцом. Это объясняется тем, что произведения искусства - осознает это художник или нет - ориентированы на продолжение творческого акта зрителем-читателем-слушателем, т.е. они не завершены, а всегда открыты для завершения воображением. Завершения - так как сотворчество зрителя-читателя-слушателя опирается на распредмечивание воплощенного в произведении духовного содержания и сопровождается эстетическим наслаждением от совершенства формы, в которой данное содержание выражено. Поэтому контакт с произведением искусства является одновременно его созерцанием, переживанием, пониманием, творческим воссозданием в воображении, личностной интерпретацией и наслаждением от успешного осуществления всех этих действий. Таким образом, художественная деятельность сливает в одно нерасчленимое целое предметную деятельность и общение, предполагающее активность обоих партнеров. Именно диалогический характер постижения человеком искусства принципиально отличает его от изучения научных знаний, монологических по своей природе то есть предполагающих усвоение передаваемой информации, а не ее порождение совместными усилиями «отправителя» и «получателя», превращающихся в партнеров единого действия.

Таким образом, существует определенная корреляция между условными группами определений культуры и особенностями присвоения продуктов культуры. Так, помимо научения и изучения, необходимо сотворчество и ценностное присвоение, приобщение к ценностям. А это не что иное, как культуросообразное воспитание. То есть образовательный процесс формирования общекультурной компетентности является по сути своей воспитательным.

Вернуться

Наверх
Сайт создан в системе uCoz