Главная > Семинары > Семинар к теме 2. Современные методологические подходы в педагогике: компетентностный > Приложение 1. Компетентностный подход в научно-теоретической литературе |
Семинары | Приложение 1. Компетентностный подход в научно-теоретической литературе |
В связи с переходом образования на гуманистическую парадигму культурологического типа, встают проблемы обновления содержания образования. В этом плане перспективным является компетентностный подход к содержанию образования, как современное направление модернизации образования. Исследованием компетентности и компетентностного подхода в образовании занимались такие ученые, как Н.В. Андронова, Ю.В. Варданян, Ю.Н. Емельянов, Н.В. Кузьмина, О.Е. Лебедев, М.И. Лукьянова, А.К. Маркова, В.В. Соколова, Г.С. Трофимова, И.Д. Фрумин, А.В. Хуторской, М.А. Чошанов, В.А. Якунин и другие. Общекультурная компетентность - это термин, относящийся к проблеме образования и культуры. Как показывает изучение теории современного образования, некоторые ученые ставят знак равенства между понятиями «образование» и «культура». Например, В.С. Леднев определяет образование как общественно организуемый и нормируемый процесс постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого культурного опыта, представляющий собой в онтогенетическом плане процесс становления личности в соответствии с генетической и социальной программами. Как видим, данная трактовка содержания образования намечает сближение понятий «образование» и «культура», эта тенденция находит подтверждение у Б.М. Бим-Бада и А.В. Петровского, которые определяют содержание образования как часть социально-культурного опыта, отобранную в соответствии с целями и процессуальными аспектами образования, который передается и осваивается в процессе обучения, и включает в себя культуру поведения, общения, чувств, мышления и практической деятельности. О.Е. Лебедев считает образование специально-организованным процессом развития способности личности к решению социальных и личностных проблем на основе использования достижений культуры. Б.Г. Гершунский полагает, что образование в своей качественной характеристике - это не только ценность, система, процесс, но и результат присвоения ценностей, рождающихся в процессе образовательной деятельности. Касательно результатов, актуализируется понятие образованности, понимаемое Г.Н. Сериковым как свойство, приобретаемое человеком в процессе образования, которое выражает определенную меру овладения какой-то частью социального опыта (достижений мировой культуры), а также способность пользования усвоенным опытом в своей жизнедеятельности. О.Е. Лебедев определяет образованность как качество, представляющее собой индивидуально-личностный результат образования, заключающийся в способности личности решать проблемы в различных сферах и видах деятельности, опираясь на достижения культуры. Другие исследователи, в частности, Г.А. Бордовский, Н.Ф. Радионова, понимают под образованием необходимость овладения личностью определенной системой научных знаний, практических умений и навыков и связанный с ними тот или иной уровень развития ее умственно-познавательной и творческой деятельности, а также нравственно-этической культуры, которые в своей совокупности определяют ее социальный облик и индивидуальное своеобразие. С позиции культурологии, образование определяется как сложный культурный процесс развития самого образования, как культурная деятельность субъектов образования, как неоднородное культурное пространство взаимодействия сферы образования и других социальных сфер, прежде всего культуры, и как социокультурная система, выполняющая определенные функции. Глобальные социально-экономические перемены, происходящие как во всем мире, так и в нашей стране естественно предполагают поиск нового «образа» образования. Он связан с исторической реконструкцией древних, генетически исходных смыслов образования. Только в этом случае оно может обрести новые функции в современной ситуации. В современном образовании явно просматривается вектор движения от образования когнитивного и/или узкопрагматичного к квалификационному образованию и от него - к компетентностному. В материалах ЮНЕСКО делается вывод, как нам кажется, в духе большой прогностической культуры: «Понятие квалификации в традиционном смысле этого слова уступает место во многих современных областях человеческой деятельности понятию эволютивной компетенции и способности к адаптации». Ценности образования включают в себя, с точки зрения складывающейся в мире новой парадигмы образованности:
Компетентностный подход широко обсуждается на страницах педагогической печати. В частности обсуждается набор так называемых ключевых компетенций (познавательных, информационных, общественных и др.) как основы для построения учебных планов и программ общего образования для всей Европы. Вместе с тем следует отметить, что теория компетентностей (в иной транскрипции - компетенций) в целом еще недостаточно оформлена и является объектом пристального изучения исследователей разных стран. Существуют различные подходы к определению понятия компетентности:
Ключевые компетентности многофункциональны, надпредметны, междисциплинарны, многомерны и требуют значительного интеллектуального развития: абстрактного мышления, саморефлексии, определения своей собственной позиции, самооценки, критического мышления и др. Все компетентности требуют различных типов действия, среди которых выделим: действовать автономно и рефлексивно, использовать различные средства интерактивно, входить в социально-гетерогенные группы и функционировать в них. Обобщение материалов исследований отечественных и зарубежных ученых позволило выявить как широкое (Ю.Н. Емельянов, А.Г. Никифоров, Д. Прайнер и др.), так и более узкое (Н.В. Яковлева, Г. Шредер, М. Форверг и др.) толкования понятия «компетентность». В широком смысле компетентность понимается как степень зрелости человека, которая подразумевает определенный уровень психического развития личности (обученность и воспитанность) и позволяет индивиду успешно функционировать в обществе. Более узкая трактовка предполагает рассмотрение компетентности преимущественно в качестве деятельностной характеристики. Именно на такой позиции базируется целое направление в исследовании профессиональной компетентности (Ю.В. Варданян, И.Г. Климкович, М.А. Чошанов и др.). Проведенный нами анализ научной литературы позволил выделить, как минимум, два подхода к дефиниции «компетентность»: социально-психологический и психолого-педагогический. В контексте социально-психологического подхода, понятие компетентности в основном рассматривается применительно к профессиональной деятельности специалистов сферы «человек-человек» (в частности, педагогической и управленческой), а также в ракурсе вовлеченности личности в процесс общения, систему человеческих взаимоотношений и с позиции выполнения индивидом определенной социальной роли (А.В. Евсеев, Е.В. Коблянская, Н.В. Кузьмина, Л.А. Петровская и др.). В рамках психолого-педагогического подхода преимущественно представлены толкования понятия компетентности в отношении труда учителя (И.А. Колесникова, Н.Е. Костылева, М.И. Лукьянова, А.К. Маркова, Л.М. Митина и др.). Рассмотрение различных подходов к понятию компетентности показало отсутствие единства во взглядах ученых относительно сущности компетентности и ее структуры, а также выявило терминологическую разобщенность. Анализ мнений исследователей требует уточнение самого понятия «компетентность» или «компетенция». Слово «компетентный» происходит от латинского «competere», что значит «быть способным». В словарях и научной литературе «компетенция» объясняется по-разному:
В документе «Ключевые компетенции для Европы» указывается, что компетенция не сводима только к получению и использованию информации, а включает в себя:
В отечественной научно-педагогической литературе выделяются такие ключевые компетенции, которые необходимо сформировать у обучающихся:
Сходство между словоформами «компетенция» и «компетентность» объясняется их англоязычным происхождением, при этом первая связана с познавательной деятельностью, а вторая - с общением. Лингвисты пользуются первой словоформой, а социальные психологи - второй. Мы будем пользоваться словоформой «компетентность», понимая ее как готовность, способность к деятельности, поскольку это более соответствует исследуемому кругу явлений. |
Copyright © 2006-2007 Использование материалов учебника не допустимо без письменного разрешения авторов |