Главная > Семинары > Семинар к теме 2. Современные методологические подходы в педагогике: компетентностный > Приложение 1. Компетентностный подход в научно-теоретической литературе
Семинары Приложение 1. Компетентностный подход в научно-теоретической литературе
К теме 1. Педагогическое взаимодействие и его особенности
К теме 2. Современные методологические подходы в педагогике: гуманистический
К теме 2. Современные методологические подходы в педагогике: компетентностный
К теме 2. Современные методологические подходы в педагогике: культурологический
К теме 4. Конвенция о правах ребенка
К теме 5. Личностно-ориентированное образование
К теме 5. Педагогический идеал
К теме 7. Содержание воспитания
К теме 8. Методы воспитания
К теме 8. Принципы воспитания
К теме 9. Развивающее обучение
К теме 11. Виды обучения
К теме 12. Формы организации обучения

Вернуться

В связи с переходом образования на гуманистическую парадигму культурологического типа, встают проблемы обновления содержания образования. В этом плане перспективным является компетентностный подход к содержанию образования, как современное направление модернизации образования. Исследованием компетентности и компетентностного подхода в образовании занимались такие ученые, как Н.В. Андронова, Ю.В. Варданян, Ю.Н. Емельянов, Н.В. Кузьмина, О.Е. Лебедев, М.И. Лукьянова, А.К. Маркова, В.В. Соколова, Г.С. Трофимова, И.Д. Фрумин, А.В. Хуторской, М.А. Чошанов, В.А. Якунин и другие.

Общекультурная компетентность - это термин, относящийся к проблеме образования и культуры. Как показывает изучение теории современного образования, некоторые ученые ставят знак равенства между понятиями «образование» и «культура». Например, В.С. Леднев определяет образование как общественно организуемый и нормируемый процесс постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого культурного опыта, представляющий собой в онтогенетическом плане процесс становления личности в соответствии с генетической и социальной программами.

Как видим, данная трактовка содержания образования намечает сближение понятий «образование» и «культура», эта тенденция находит подтверждение у Б.М. Бим-Бада и А.В. Петровского, которые определяют содержание образования как часть социально-культурного опыта, отобранную в соответствии с целями и процессуальными аспектами образования, который передается и осваивается в процессе обучения, и включает в себя культуру поведения, общения, чувств, мышления и практической деятельности.

О.Е. Лебедев считает образование специально-организованным процессом развития способности личности к решению социальных и личностных проблем на основе использования достижений культуры.

Б.Г. Гершунский полагает, что образование в своей качественной характеристике - это не только ценность, система, процесс, но и результат присвоения ценностей, рождающихся в процессе образовательной деятельности. Касательно результатов, актуализируется понятие образованности, понимаемое Г.Н. Сериковым как свойство, приобретаемое человеком в процессе образования, которое выражает определенную меру овладения какой-то частью социального опыта (достижений мировой культуры), а также способность пользования усвоенным опытом в своей жизнедеятельности. О.Е. Лебедев определяет образованность как качество, представляющее собой индивидуально-личностный результат образования, заключающийся в способности личности решать проблемы в различных сферах и видах деятельности, опираясь на достижения культуры.

Другие исследователи, в частности, Г.А. Бордовский, Н.Ф. Радионова, понимают под образованием необходимость овладения личностью определенной системой научных знаний, практических умений и навыков и связанный с ними тот или иной уровень развития ее умственно-познавательной и творческой деятельности, а также нравственно-этической культуры, которые в своей совокупности определяют ее социальный облик и индивидуальное своеобразие.

С позиции культурологии, образование определяется как сложный культурный процесс развития самого образования, как культурная деятельность субъектов образования, как неоднородное культурное пространство взаимодействия сферы образования и других социальных сфер, прежде всего культуры, и как социокультурная система, выполняющая определенные функции. Глобальные социально-экономические перемены, происходящие как во всем мире, так и в нашей стране естественно предполагают поиск нового «образа» образования. Он связан с исторической реконструкцией древних, генетически исходных смыслов образования. Только в этом случае оно может обрести новые функции в современной ситуации.

В современном образовании явно просматривается вектор движения от образования когнитивного и/или узкопрагматичного к квалификационному образованию и от него - к компетентностному. В материалах ЮНЕСКО делается вывод, как нам кажется, в духе большой прогностической культуры: «Понятие квалификации в традиционном смысле этого слова уступает место во многих современных областях человеческой деятельности понятию эволютивной компетенции и способности к адаптации».

Ценности образования включают в себя, с точки зрения складывающейся в мире новой парадигмы образованности:

  • личностное развитие;
  • общекультурную компетентность;
  • этническую, национальную, страновую и общечеловеческую идентификацию;
  • историческую память и социальную ответственность;
  • профессиональную компетенцию;
  • коммуникативную культуру;
  • нравственный и иные типы социально-духовного выбора;
  • бесконфликтную адаптируемость;
  • самообразование и др.

Компетентностный подход широко обсуждается на страницах педагогической печати. В частности обсуждается набор так называемых ключевых компетенций (познавательных, информационных, общественных и др.) как основы для построения учебных планов и программ общего образования для всей Европы. Вместе с тем следует отметить, что теория компетентностей (в иной транскрипции - компетенций) в целом еще недостаточно оформлена и является объектом пристального изучения исследователей разных стран.

Существуют различные подходы к определению понятия компетентности:

  1. Компетентность определяется и как способность к осуществлению реального, жизненного, и как квалификационная характеристика индивида, взятая в момент его включения в деятельность; поскольку у любого действия существуют два аспекта - ресурсный и продуктивный, то именно развитие компетентностей определяет превращение ресурса в продукт.
  2. Компетентность, по мнению М.А. Чошанова, это потенциальная готовность решать задачи со знанием дела. Она включает в себя содержательный (знание) и процессуальный (умение) компоненты и предполагает знание существа проблемы и умение ее решать. «Компетентный» означает «достаточно квалифицированный, обученный, способный к определенному виду деятельности». М.А. Чошанов считает, что термин «компетентность» является недостаточно устоявшимся в отечественной педагогике и в большинстве случаев употребляется интуитивно для выражения достаточного уровня квалификации и профессионализма специалиста. Компетентность, по его мнению, предполагает постоянное обновление знаний, владение новой информацией для успешного применения этих знаний в конкретных условиях, т.е. обладание оперативным и мобильным знанием.
  3. Компетентность - новая единица измерения образованности человека, т. к. знания, умения и навыки уже полностью не удовлетворяют и не позволяют измерить уровень качества образования. Компетентность предполагает наличие у индивида внутренней мотивации к качественному осуществлению своей профессиональной деятельности, присутствие профессиональных ценностей и отношение к своей профессии как к ценности. В этом понимании компетентность интегрирует в себе три аспекта: когнитивный (знания), операциональный (способы деятельности и готовность к осуществлению деятельности), аксиологический (наличие определенных ценностей). В основе компетентностного подхода лежит культура самоопределения (способность и готовность самоопределяться, самореализовываться, саморазвиваться). Профессионально развиваясь, такой специалист создает нечто новое, пусть даже в малых масштабах, несет самостоятельную ответственность за принятое решение, определяет цели, исходя из собственных ценностных оснований.

Ключевые компетентности многофункциональны, надпредметны, междисциплинарны, многомерны и требуют значительного интеллектуального развития: абстрактного мышления, саморефлексии, определения своей собственной позиции, самооценки, критического мышления и др. Все компетентности требуют различных типов действия, среди которых выделим: действовать автономно и рефлексивно, использовать различные средства интерактивно, входить в социально-гетерогенные группы и функционировать в них.

Обобщение материалов исследований отечественных и зарубежных ученых позволило выявить как широкое (Ю.Н. Емельянов, А.Г. Никифоров, Д. Прайнер и др.), так и более узкое (Н.В. Яковлева, Г. Шредер, М. Форверг и др.) толкования понятия «компетентность». В широком смысле компетентность понимается как степень зрелости человека, которая подразумевает определенный уровень психического развития личности (обученность и воспитанность) и позволяет индивиду успешно функционировать в обществе. Более узкая трактовка предполагает рассмотрение компетентности преимущественно в качестве деятельностной характеристики. Именно на такой позиции базируется целое направление в исследовании профессиональной компетентности (Ю.В. Варданян, И.Г. Климкович, М.А. Чошанов и др.).

Проведенный нами анализ научной литературы позволил выделить, как минимум, два подхода к дефиниции «компетентность»: социально-психологический и психолого-педагогический. В контексте социально-психологического подхода, понятие компетентности в основном рассматривается применительно к профессиональной деятельности специалистов сферы «человек-человек» (в частности, педагогической и управленческой), а также в ракурсе вовлеченности личности в процесс общения, систему человеческих взаимоотношений и с позиции выполнения индивидом определенной социальной роли (А.В. Евсеев, Е.В. Коблянская, Н.В. Кузьмина, Л.А. Петровская и др.). В рамках психолого-педагогического подхода преимущественно представлены толкования понятия компетентности в отношении труда учителя (И.А. Колесникова, Н.Е. Костылева, М.И. Лукьянова, А.К. Маркова, Л.М. Митина и др.).

Рассмотрение различных подходов к понятию компетентности показало отсутствие единства во взглядах ученых относительно сущности компетентности и ее структуры, а также выявило терминологическую разобщенность.

Анализ мнений исследователей требует уточнение самого понятия «компетентность» или «компетенция». Слово «компетентный» происходит от латинского «competere», что значит «быть способным». В словарях и научной литературе «компетенция» объясняется по-разному:

  • способность делать то, что необходимо;
  • круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом;
  • способность, базирующаяся на знаниях, опыте, ценностях и склонностях, которые человек развивает при взаимодействии с образовательной практикой;
  • знания, умения, опыт, теоретико-прикладная подготовленность к использованию знаний;
  • углубленное знание, состояние адекватного выполнения задачи;
  • общая способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированные на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе, а также направленные на ее успешное включение в трудовую деятельность;
  • способность использовать знания в практической деятельности, это квалификация, полученная в результате образования.

В документе «Ключевые компетенции для Европы» указывается, что компетенция не сводима только к получению и использованию информации, а включает в себя:

  • процесс учения и тогда компетенция - это способность превращать знания в опыт, а опыт в деятельность; обобщать и систематизировать знания; организовывать свой собственный образовательный процесс, быть способным решать проблемы различного характера, брать на себя ответственность за свое образование;
  • процессы исследования и поиска и тогда это умение работать с различными источниками информации, с книгой, владение основами научной организации труда;
  • организацию мыслительного процесса: видеть взаимосвязь между явлениями, перенос знаний, оценивание явлений действительности, произведений искусства, умение анализировать, сравнивать и др.;
  • общение: навыки выступления в аудитории, умение слушать и говорить, защищать свою точку зрения, выражать свои мысли устно и письменно;
  • сотрудничество: умение работать в коллективе, сотрудничать, разрешать конфликты, вести монолог, диалог и полилог, устанавливать контакты;
  • адаптация: умение приспособиться к изменяющимся условиям, быстро использовать информацию и освоить новую в короткие сроки, реализовывать вновь появляющиеся идеи, быть психологически устойчивым к трудностям;
  • профессиональная практическая деятельность: грамотно составлять программы и проекты своей профессиональной деятельности, брать на себя ответственность, уметь организовывать собственную работу, моделировать профессиональную деятельность.

В отечественной научно-педагогической литературе выделяются такие ключевые компетенции, которые необходимо сформировать у обучающихся:

  • способность к самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации;
  • способность к самостоятельному решению проблем в сфере социально-трудовой деятельности, общественной, культурно-досуговой, бытовой;
  • коммуникативные способности, межкультурное взаимопонимание;
  • способность к проектной деятельности;
  • способность к созданию условий, обеспечивающих безопасность и здоровье;
  • способность ориентироваться в окружающем мире и создавать «собственный мир» как среду духовного саморазвития, выбор духовных ценностей, готовность к рефлексии. Они соответствуют, в основном, ключевым компетенциям Ж. Делора, но более ориентированы на духовность.

Сходство между словоформами «компетенция» и «компетентность» объясняется их англоязычным происхождением, при этом первая связана с познавательной деятельностью, а вторая - с общением. Лингвисты пользуются первой словоформой, а социальные психологи - второй. Мы будем пользоваться словоформой «компетентность», понимая ее как готовность, способность к деятельности, поскольку это более соответствует исследуемому кругу явлений.

Вернуться

Наверх
Сайт создан в системе uCoz