|
Закономерности воспитания. Механизмы воспитания и их реализация педагогом в воспитательной деятельности.
В научно-педагогической литературе закономерности воспитания трактуются неоднозначно. Имеет место некоторая размытость границ между понятиями принципы воспитания, условия воспитания и закономерности воспитания. Нет также единого подхода к механизмам воспитания. Один из подходов к закономерностям воспитания, отражающий точку зрения ряда преподавателей кафедры педагогики и педагогической психологии УдГУ, представлен ниже.
- Воспитание - процесс целенаправленный с непредсказуемым, неадекватным результатом. Для него характерна высокая степень неопределенности, т.к. потенциальные возможности ребенка реализуются в нем так, что ни он сам, ни кто другой про это ничего не знают. Влияние множества факторов, которые невозможно учесть, приводит к непредсказуемости, неопределенности, вероятности результата. Вероятность, вообще, - фундаментальный принцип жизни и культуры.
- Воспитание - преобразование потребностей. Существует диалектическая связь между неудовлетворением и преобразованием потребности. Известно что, потребность - нужда в чем-либо, мотив - внутренняя сила, опредмеченная потребность, побуждающая к определенной деятельности. Ниже приведены две схемы иерархии потребностей.
Схема Годфруа:
Лестница Маслоу:
Симонов, например, считает, что задача воспитания состоит в удовлетворении потребностей. Так, дети до 13-15 лет реализуют потребности в биологическом саморазвитии, а у детей после 13-15 лет преобладает развитие социальных потребностей в самоутверждении, в самовыражении, в самосовершенствовании. Содержание деятельности детей в процессе воспитания обусловлено их изменяющимися потребностями, и поэтому вариативно, определяется на каждый данный момент развития актуальными потребностями. Развитие личности, идущее через деятельность, ставит ребенка перед проблемами его неподготовленности к этой деятельности. Решение противоречия - совместно-разделенная деятельность педагога и ребенка. Суть ее в соблюдении пропорционального соотношения усилий ребенка и усилий педагога. Педагогически целесообразно организованная деятельность помогает ребенку ощущать себя субъектом деятельности.
Хороший педагог - педагог, умеющий организовывать деятельность детей, обусловленную их потребностями и ведущую к развитию их способностей, культуросообразную деятельность. Он способствует преобразованию потребностей, их соответствию уровню современной культуры, а значит и развитию личности.
- Воспитание диалогично и анонимно. Воспитание - всегда взаимоотношение субъект - объект, диалог. Скрытая и анонимная позиция педагога обеспечивается совместной деятельностью, предметной (например, рисуем, а не занимаемся эстетическим воспитанием). Воспитание происходит в момент, когда воспитывающее воздействие и взаимодействие - внешний диалог переходит во внутренний и возникает осмысление, оценочность, рефлексия (когда, например, ребенок решает: «Больше так не буду делать»).
- Воспитание - прерывно-непрерывная деятельность. Событийность воспитания - это то, что произошло в ребенке здесь и сейчас, момент принятия самостоятельного решения, преодоления - скачка в нравственном воспитании. Воспитание, в то же время, непрерывно - оно идет на протяжении всей жизни.
- Воспитание всегда связано с культурной средой, но не напрямую, а через посредника - значимого другого. Влияние, воспитательное воздействие оказывает только значимый человек, который транслирует «присвоенные» им самим достижения культуры (например, чтение сказок малышу).
- Воспитание - это трехчастный процесс, включающий разработку культурного материала, целесообразность в деятельности и диалогичность во взаимодействии.
Воспитание - это:
- Целенаправленный процесс, направленный на развитие личности.
- Диалогическое взаимодействие, направленное на развитие личности.
- Введение в культуру, развивающее личность.
Знание закономерностей воспитания - необходимая предпосылка успешной деятельности педагога.
Под механизмами воспитания понимают те процессы, которые происходят в личности когда она вступает во взаимодействие со средой и воспитателем, и которые оказывают влияние на изменения, происходящие в личности. Далее будут рассмотрены основные механизмы воспитания (кратко описываются механизмы, задачи и позиция педагога, использующего данный механизм):
- Идентификация - отождествление себя с образами окружающего мира. Реализуется через два процесса:
- интериоризация - принятие внутрь себя;
- самопроекция - выведение наружу: результат - проекция, внешний образ себя.
Этапы идентификации:
- идентификация с самим собой, со своим телом (например, формирование «я» образа у ребенка, желание смотреться в зеркало с целью изучения своего внешнего облика);
- идентификация с полом (дети стараются быть похожими на родителей);
- идентификация с социальными ролями.
Задачи педагога:
- организация воспитывающей среды;
- перевод социальной ситуации развития в педагогическую.
- Драматизация - внутренняя переработка образов. Осуществляется на двух уровнях - отреагирование и переживание.
Переживание понимается как испытываемое субъектом эмоционально - окрашенное состояние или явление действительности, выступающее для него как явление собственной жизни. Чувства - переживание своего отношения. Эмоции - это форма выражения чувств. Педагог должен занимать определенную позицию по отношению к переживаниям детей, он может организовать этот процесс. И тогда драматизация - процесс организации чувств через культурно заданные формы (театр, музей, встреча рассвета). Переживание ведет к созданию нового образа.
Условия создания нового образа:
- воспитывающая среда;
- личность педагога - он проявляет образы, сталкивает, корректирует, выявляет и переконструирует, помогает осознать;
- создание напряженной эмоциональной ситуации;
- блокирование, задержка отреагирования педагогом (например, метод отсроченного воздействия у А.С. Макаренко - он дает ребенку время самому разобраться в своем поступке).
Приемы инициирования драматизации:
- театрализация - ребенок получает роль (создание детского театра);
- расширение среды (автостоп, организация экскурсий);
- групповая деятельность (общественная деятельность).
Позиции педагога - внутреннее эмоциональное богатство, открытость, сопричастность, эмпатия - сопереживание другому.
- Осознавание - установление связи между объектами и образами на уровне вербализации (выведение наружу через слово). Например, проведение в детских лагерях вечерних огоньков, где обсуждается прожитый день, в т.ч. поступки детей. Для вербализации необходим диалог. Диалог - это соотнесение, выявление, актуализация двух или нескольких логик, задержка в точке удивления. «Диалог культур, логик, голосов» (С.Ю. Курганов). Внутренний диалог - рефлексия - анализ и осмысление своих действий.
Задача педагога : организовать диалог, стимулировать к обмену точками зрения.
Позиции педагога: друг, собеседник, тогда коммуникация строится как двухсторонний межличностный контакт; воздействие носит характер взаимной открытости, обращено к ценностям, личностным смыслам воспитанника и воспитателя.
Позиции воспитателя (по К. Роджерсу):
- эмпатическое понимание;
- открытость личному опыту;
- доверие к возможностям, способностям воспитанника;
- искренность в выражении своих чувств.
- Сублимация - психический процесс преобразования и переключения энергии аффективных влечений на цели социальной деятельности и культурного творчества. Превращение, трансформация, разрешение, разрядка. Не запрет, а легализация инстинктов в культурной форме (компьютер, спорт, активные виды отдыха).
Задачи педагога: предлагает культурные формы легализации инстинкта, увлекает, включает, задает выбор.
Позиция педагога: понимание, наблюдение, оценивание. Это освоение нового способа жизнедеятельности (например, шефская работа).
- Вытеснение, изгнание образа - осуществляется на трех уровнях:
- недопускание к осознанию, блокировка образа;
- осознание и логичное принятие решения о его вытеснении;
- аннулирование действия (через изоляцию, либо считаем это неважным для себя).
Виды аннулирования:
- запрет;
- запрет коллектива;
- табу;
- ритуал;
- прощение с последующим забвением.
Позиция педагога: сопричастность, обращение к ценностям, психотерапия.
Задачи педагога: переключение на другой вид деятельности, разъяснение, запрещение в связи с угрозой для жизни, прощение.
Выделяют также следующие механизмы социализации:
- Самоограничение (если человеку кажется, что его достижения незначительны, самоуважение понижается, он даже прекращает деятельность).
Позиция педагога: взаимопонимание, вера в успех, положительное подкрепление, такт.
- Интеллектуализация (человек переживает страх и тревогу, абстрактно рассуждая о ситуации, а не разрешает ее).
Педагогу следует способствовать разрешению ситуации.
- Рационализация - изобретение логичных рассуждений для ложного объяснения своих психических состояний, неудовлетворение потребностей. Разочарование, тревога, неудача вызывают агрессивность, раздражение.
Виды рационализации - дискредитация цели, самодискредитация и самообман - при выборе цели (переоценил себя), вариативность (говорит, что не имел выбора). Задачи педагога:
- включение в разнообразную деятельность (где-то будет успех);
- совместная рефлексия (поиск истины);
- знать механизмы и использовать эти знания при организации деятельности.
Понимание механизмов воспитания необходимо каждому педагогу для выстраивания своей осознанной деятельности при организации педагогического процесса.
Литература:
- Зеньковский В.В. Психология детства. - М.: ACADEMIA, 1995.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М., 1988.
- Маслоу А. Самоактуализация//Психология личности: Тексты. - М., 1982.
- Роджерс К. К науке о личности//История зарубежной психологии: Тексты. - М., 1986.
- Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. - М.: Просвещение, 1989.
|