|
Методологические и теоретические основы педагогики. Методы педагогических исследований. Системный подход к изучению педагогических процессов.
Методология - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.
Общая методология педагогики предполагает учёт:
- Основных положений и принципов материалистической диалектики;
- Закона единства и борьбы противоположностей, в соответствии с которым процесс обучения и воспитания людей является сложным, противоречивым и саморазвивающимся;
- Закона перехода количественных изменений в качественные, согласно которому увеличение педагогических воздействий непременно приводит к улучшению их качества;
- Закона отрицания отрицания, в соответствии с проявлением которого формирование в ходе обучения и воспитания положительных качеств, знаний, навыков и умений затрудняет функционирование отрицательных характеристик, если они свойственны человеку;
- Основных категорий материалистической диалектики;
- Представлений о зависимости педагогического процесса от социально-экономического и политического развития общества, культурных и этнических особенностей людей;
- Представлений о зависимости педагогического процесса от уровня развития психолого-педагогической мысли, организации учебной и воспитательной работы в обществе и его образовательных учреждениях;
- Положений идеалистической философии, где первичным считается сфера сознания и чувств человека, его отношений, а материальная деятельность вторична (например, экзистенциализм - философская основа личностно-ориентированного образования).
Специальная методология педагогики ориентирует на учёт:
- Устойчивых представлений о сознании и психике человека и возможностях педагогического и воспитательного воздействия на него;
- Особенностей развития личности в обществе и группе (коллективе) в процессе общественно-полезной деятельности;
- Единства воспитания и самовоспитания личности.
Частная методология педагогики предполагает учёт:
- Закономерностей;
- Принципов;
- Методов обучения и воспитания.
Основные методологические подходы в педагогике:
- Системный подход (Н.В. Кузьмина, В.А. Якунин). Сущность: относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса - педагог и учащийся, содержание образования, методы, формы, средства педагогического процесса. Задача воспитателя: учёт взаимосвязи компонентов.
- Личностный подход (Ш.А. Амонашвилли, И.А. Зимняя, К. Роджерс и др.) признаёт личность как продукт общественно-исторического развития и носителя культуры, и не допускает сведение личности к натуре. Личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса. Задача воспитателя: создание условий для саморазвития задатков и творческого потенциала личности.
- Деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.Б. Ворожцова). Деятельность - основа, средство и условие развития личности, это целесообразное преобразование модели окружающей действительности. Задачи воспитателя: выбор и организация деятельности ребёнка с позиции субъекта познания труда и общения. Это предполагает: осознание, целеполагание, планирование деятельности, её организация, оценка результатов и самоанализ (рефлексию).
- Полисубъектный (диалогический) подход (М.М. Бахтин, В.С. Библер, Г.С. Трофимова). Сущность человека богаче, чем его деятельность. Личность - продукт и результат общения с людьми и характерных для неё отношений, т.е. не только предметный результат деятельности важен, но и отношенческий. Этот факт «диалогического» содержания внутреннего мира человека учитывался в педагогике явно недостаточно, хотя в пословицах нашёл отражение («скажи, кто твой друг..», «с кем поведёшься...»). Задача воспитателя: отслеживать взаимоотношения, способствовать гуманным отношениям, налаживать психологический климат в коллективе. Диалогический подход в единстве с личностным и деятельностным составляет сущность методологии гуманистической педагогики.
- Культурологический подход (Б.М. Бим-Бад, Е.В. Бондаревская, М.С. Каган, Н.Б. Крылова). Основание: аксиология - учение о ценностях и ценностной структуре мира. Обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей, выработанной человечеством. Освоение человеком культуры представляет собой развитие самого человека и становление его как творческой личности (на основе освоенной культуры внесение в неё принципиально нового, творец новых элементов культуры). Задача воспитателя: приобщение к культурному потоку, активизации творчества.
- Этнопедагогический подход. Воспитание с опорой на национальные традиции, культуру, обычаи. Ребёнок живёт в определённом этносе. Задача воспитателя: изучение этноса, максимальное использование его воспитательных возможностей.
- Антропологический подход. Обосновали К.Д. Ушинский, Б.М. Бим-Бад. Это системное использование данных всех наук о человеке и их учёт при построении и осуществлении педагогического процесса.
- Компетентностный подход (О.Е.Лебедев, Г.Н. Сериков, А.С. Хуторской) в образовании устанавливает новый тип образовательных результатов, не сводимый к комбинации сведений и навыков, а ориентированный на способность и готовность личности к решению разного рода проблем, к деятельности. Эти образовательные результаты, называемые компетентностями, рассматриваются как способности решать сложные реальные задачи - профессиональной и социальной деятельности, мировоззренческие, коммуникативные, личностные.
Выделенные методологические подходы педагогики как отрасли гуманитарного знания позволяют:
- Определить её действительные проблемы и способы их разрешения.
- Проанализировать всю сумму образовательных проблем и установить их порядок значимости (иерархию).
- Реализовать гуманистическую парадигму образования.
- Выявить свою личностную позицию.
Методы педагогических исследований - пути и способы познания объективной реальности педагогических явлений. Выделяются следующие их особенности:
- Этическая направленность (эксперименты, противоречащие нравственным и этическим нормам, запрещены; недопустимость риска для здоровья и развития);
- Неповторимость;
- Неоднозначность (т.к. влияют многие причины).
Конечная цель педагогических исследований - установление закономерностей в педагогических процессах.
Принципы выбора методов исследования:
- Принцип адекватности метода существу изучаемого явления;
- Принцип совокупности методов исследования.
Классификация методов исследования:
- Теоретические методы.
- Научно-прикладные методы:
- Экспериментальные. Педагогический эксперимент - научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. Подразделяются:
- По масштабу:
- глобальный;
- локальный;
- микроэксперимент.
- По цели:
- констатирующий (изучаются существующие педагогические явления);
- проверочный уточняющий (проверяется гипотеза);
- формирующий - созидательный, преобразующий (в процессе создаются новые педагогические явления).
- По месту проведения:
- естественный;
- лабораторный.
- Эмпирические (проводятся в жизненных условиях) методы:
- Традиционно-педагогические методы:
- наблюдение - специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Требования: длительность, систематичность, разносторонность, объективность, массовость;
- изучение педагогического опыта - организованная познавательная деятельность, направленная на установление исторических связей воспитания, вычленение общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах;
- изучение первоисточников;
- изучение школьной документации (классные журналы, книги протоколов собрании и заседаний, расписания учебных занятий, правила внутреннего распорядка, календарные и поурочные планы учителей, конспекты, стенограммы уроков и т.п.);
- изучение ученического творчества (домашних и классных работ, сочинений, рефератов, отчетов, «продуктов свободного времени», «хобби-занятий» и т.п.);
- беседа;
- интервью - различаются по стандартизованности: стандартизованное, нестандартизованное.
- Педагогическое тестирование - целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. Например: тесты успеваемости, тесты элементарных умений.
- Методы изучения коллективных явлений (социологические):
- Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых, анкетами.
- Различают:
- по анонимности (именные анкеты, анонимные анкеты);
- по открытости (самостоятельный ответ);
- закрытые (выбор из готовых вариантов).
- Виды:
- Типы:
- пропедевтические;
- контрольные.
- Метод групповой дифференциации. Позволяет анализировать внутриколлективные отношения, выделять лидеров и изгоев.
- Статистические методы:
- регистрация - выявление определенного качества у явлений данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества (например, количество успевающих и неуспевающих учеников и т.п.);
- ранжирование - расположение собранных данных в определенной последовательности (убывания или нарастания зафиксированных показателей), определение места в этом ряду изучаемых объектов (например, составление списка учеников в зависимости от числа пропущенных занятий и т.п.);
- шкалирование - присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам.
Этапы педагогического исследования:
- Определение проблемы и постановка цели - раскрытие закономерностей педагогического явления. Вычисление точно очерченного круга явлений, составляющих предмет исследования.
- Вычленение точно очерченного круга явлений, составляющих предмет и объект исследования.
- Построение рабочих гипотез.
- Выбор методов исследования.
- Проведения исследования и оформление результатов.
- Внедрение в практику.
Определяя программу изучения педагогического явления, исследователь должен исходить из того, что метод исследования каким бы лучшим и современным он не был, взятый отдельно, может быть лишь инструментом анализа одной стороны воспитательного процесса. Требования системного подхода таковы:
- Любое педагогическое явление рассматривается как целостная система.
- Определяются стороны педагогического процесса, подлежащие диагностике.
- Анализируются основные связи внутри диагностируемого объекта.
- Определяется структура и организация диагностируемого явления.
Только при многократном повторении в разных условиях и применении достаточно большого арсенала методов исследований, может быть вычленено то общее, что определяет сущность исследуемого процесса.
Этапы опытно-экспериментальной работы включают в себя зондирующий эксперимент или пилотажное исследование, т.е. предварительное выяснение актуальности проблемы; констатирующий эксперимент, представляющий собой первичную диагностику экспериментальной и контрольной групп; формирующий эксперимент, и итоговая диагностика после его проведения и диагностирующий - анализ результатов формирующего эксперимента.
Выводы:
Каждый педагог должен быть хорошим диагностом. Педагогическая диагностика направлена на результаты развития личности учащегося, поиск причин этих результатов, характеристику целостного педагогического процесса. Из инструмента познания она превращается в инструмент формирования и развития личности.
Литература:
- Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие. - М.: Академия, 2001.
- Крысько В.Г. Психология и педагогика: схемы и комментарии. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.
- Смирнов С.А. Педагогические теории, системы, технологии. - М.: ВЛАДОС, 2000.
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. - М.: Просвещение, 1988.
- Методы педагогических исследований / Под. ред. Пискунова А.И., Воробьева Г.В. - М., 1979.
- Скалкова Я. Методология и методы педагогических исследований. - М.: Наука, 1983.
|