Главная > Теория > Тема 2. Методология и методы педагогических исследований
Теория Тема 2. Методология и методы педагогических исследований
Тема 1. Педагогика как наука. Система педагогических наук
Тема 2. Методология и методы педагогических исследований
Тема 3. Педагогический процесс как целостная система
Тема 4. Личность как предмет воспитания
Тема 5. Процесс воспитания
Тема 6. Закономерности и механизмы воспитания
Тема 7. Содержание воспитания
Тема 8. Принципы, методы, формы воспитания
Тема 9. Введение в дидактику
Тема 10. Образование как система и процесс
Тема 11. Методы обучения
Тема 12. Формы организации обучения
Тема 13. Педагогические технологии
Тема 14. Инновации в образовании. Университетское образование
Тема 15. Философия и история образования, теоретико-методологические основы

Методологические и теоретические основы педагогики. Методы педагогических исследований. Системный подход к изучению педагогических процессов.

Методология - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.

Методологические и теоретические основы педагогики

Общая методология педагогики предполагает учёт:

  • Основных положений и принципов материалистической диалектики;
  • Закона единства и борьбы противоположностей, в соответствии с которым процесс обучения и воспитания людей является сложным, противоречивым и саморазвивающимся;
  • Закона перехода количественных изменений в качественные, согласно которому увеличение педагогических воздействий непременно приводит к улучшению их качества;
  • Закона отрицания отрицания, в соответствии с проявлением которого формирование в ходе обучения и воспитания положительных качеств, знаний, навыков и умений затрудняет функционирование отрицательных характеристик, если они свойственны человеку;
  • Основных категорий материалистической диалектики;
  • Представлений о зависимости педагогического процесса от социально-экономического и политического развития общества, культурных и этнических особенностей людей;
  • Представлений о зависимости педагогического процесса от уровня развития психолого-педагогической мысли, организации учебной и воспитательной работы в обществе и его образовательных учреждениях;
  • Положений идеалистической философии, где первичным считается сфера сознания и чувств человека, его отношений, а материальная деятельность вторична (например, экзистенциализм - философская основа личностно-ориентированного образования).

Специальная методология педагогики ориентирует на учёт:

  • Устойчивых представлений о сознании и психике человека и возможностях педагогического и воспитательного воздействия на него;
  • Особенностей развития личности в обществе и группе (коллективе) в процессе общественно-полезной деятельности;
  • Единства воспитания и самовоспитания личности.

Частная методология педагогики предполагает учёт:

  • Закономерностей;
  • Принципов;
  • Методов обучения и воспитания.

Основные методологические подходы в педагогике:

  1. Системный подход (Н.В. Кузьмина, В.А. Якунин). Сущность: относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса - педагог и учащийся, содержание образования, методы, формы, средства педагогического процесса. Задача воспитателя: учёт взаимосвязи компонентов.
  2. Личностный подход (Ш.А. Амонашвилли, И.А. Зимняя, К. Роджерс и др.) признаёт личность как продукт общественно-исторического развития и носителя культуры, и не допускает сведение личности к натуре. Личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса. Задача воспитателя: создание условий для саморазвития задатков и творческого потенциала личности.
  3. Деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.Б. Ворожцова). Деятельность - основа, средство и условие развития личности, это целесообразное преобразование модели окружающей действительности. Задачи воспитателя: выбор и организация деятельности ребёнка с позиции субъекта познания труда и общения. Это предполагает: осознание, целеполагание, планирование деятельности, её организация, оценка результатов и самоанализ (рефлексию).
  4. Полисубъектный (диалогический) подход (М.М. Бахтин, В.С. Библер, Г.С. Трофимова). Сущность человека богаче, чем его деятельность. Личность - продукт и результат общения с людьми и характерных для неё отношений, т.е. не только предметный результат деятельности важен, но и отношенческий. Этот факт «диалогического» содержания внутреннего мира человека учитывался в педагогике явно недостаточно, хотя в пословицах нашёл отражение («скажи, кто твой друг..», «с кем поведёшься...»). Задача воспитателя: отслеживать взаимоотношения, способствовать гуманным отношениям, налаживать психологический климат в коллективе. Диалогический подход в единстве с личностным и деятельностным составляет сущность методологии гуманистической педагогики.
  5. Культурологический подход (Б.М. Бим-Бад, Е.В. Бондаревская, М.С. Каган, Н.Б. Крылова). Основание: аксиология - учение о ценностях и ценностной структуре мира. Обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей, выработанной человечеством. Освоение человеком культуры представляет собой развитие самого человека и становление его как творческой личности (на основе освоенной культуры внесение в неё принципиально нового, творец новых элементов культуры). Задача воспитателя: приобщение к культурному потоку, активизации творчества.
  6. Этнопедагогический подход. Воспитание с опорой на национальные традиции, культуру, обычаи. Ребёнок живёт в определённом этносе. Задача воспитателя: изучение этноса, максимальное использование его воспитательных возможностей.
  7. Антропологический подход. Обосновали К.Д. Ушинский, Б.М. Бим-Бад. Это системное использование данных всех наук о человеке и их учёт при построении и осуществлении педагогического процесса.
  8. Компетентностный подход (О.Е.Лебедев, Г.Н. Сериков, А.С. Хуторской) в образовании устанавливает новый тип образовательных результатов, не сводимый к комбинации сведений и навыков, а ориентированный на способность и готовность личности к решению разного рода проблем, к деятельности. Эти образовательные результаты, называемые компетентностями, рассматриваются как способности решать сложные реальные задачи - профессиональной и социальной деятельности, мировоззренческие, коммуникативные, личностные.

Выделенные методологические подходы педагогики как отрасли гуманитарного знания позволяют:

  1. Определить её действительные проблемы и способы их разрешения.
  2. Проанализировать всю сумму образовательных проблем и установить их порядок значимости (иерархию).
  3. Реализовать гуманистическую парадигму образования.
  4. Выявить свою личностную позицию.

Методы педагогических исследований - пути и способы познания объективной реальности педагогических явлений. Выделяются следующие их особенности:

  • Этическая направленность (эксперименты, противоречащие нравственным и этическим нормам, запрещены; недопустимость риска для здоровья и развития);
  • Неповторимость;
  • Неоднозначность (т.к. влияют многие причины).

Конечная цель педагогических исследований - установление закономерностей в педагогических процессах.

Принципы выбора методов исследования:

  • Принцип адекватности метода существу изучаемого явления;
  • Принцип совокупности методов исследования.

Классификация методов исследования:

  1. Теоретические методы.
  2. Научно-прикладные методы:
    1. Экспериментальные. Педагогический эксперимент - научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. Подразделяются:
      1. По масштабу:
        • глобальный;
        • локальный;
        • микроэксперимент.
      2. По цели:
        • констатирующий (изучаются существующие педагогические явления);
        • проверочный уточняющий (проверяется гипотеза);
        • формирующий - созидательный, преобразующий (в процессе создаются новые педагогические явления).
      3. По месту проведения:
        • естественный;
        • лабораторный.
    2. Эмпирические (проводятся в жизненных условиях) методы:
      1. Традиционно-педагогические методы:
        • наблюдение - специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Требования: длительность, систематичность, разносторонность, объективность, массовость;
        • изучение педагогического опыта - организованная познавательная деятельность, направленная на установление исторических связей воспитания, вычленение общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах;
        • изучение первоисточников;
        • изучение школьной документации (классные журналы, книги протоколов собрании и заседаний, расписания учебных занятий, правила внутреннего распорядка, календарные и поурочные планы учителей, конспекты, стенограммы уроков и т.п.);
        • изучение ученического творчества (домашних и классных работ, сочинений, рефератов, отчетов, «продуктов свободного времени», «хобби-занятий» и т.п.);
        • беседа;
        • интервью - различаются по стандартизованности: стандартизованное, нестандартизованное.
      2. Педагогическое тестирование - целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. Например: тесты успеваемости, тесты элементарных умений.
      3. Методы изучения коллективных явлений (социологические):
        1. Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых, анкетами.
          • Различают:
            • по анонимности (именные анкеты, анонимные анкеты);
            • по открытости (самостоятельный ответ);
            • закрытые (выбор из готовых вариантов).
          • Виды:
            • полные;
            • урезанные.
          • Типы:
            • пропедевтические;
            • контрольные.
        2. Метод групповой дифференциации. Позволяет анализировать внутриколлективные отношения, выделять лидеров и изгоев.
        3. Статистические методы:
          • регистрация - выявление определенного качества у явлений данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества (например, количество успевающих и неуспевающих учеников и т.п.);
          • ранжирование - расположение собранных данных в определенной последовательности (убывания или нарастания зафиксированных показателей), определение места в этом ряду изучаемых объектов (например, составление списка учеников в зависимости от числа пропущенных занятий и т.п.);
          • шкалирование - присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам.

Этапы педагогического исследования:

  1. Определение проблемы и постановка цели - раскрытие закономерностей педагогического явления. Вычисление точно очерченного круга явлений, составляющих предмет исследования.
  2. Вычленение точно очерченного круга явлений, составляющих предмет и объект исследования.
  3. Построение рабочих гипотез.
  4. Выбор методов исследования.
  5. Проведения исследования и оформление результатов.
  6. Внедрение в практику.

Определяя программу изучения педагогического явления, исследователь должен исходить из того, что метод исследования каким бы лучшим и современным он не был, взятый отдельно, может быть лишь инструментом анализа одной стороны воспитательного процесса. Требования системного подхода таковы:

  1. Любое педагогическое явление рассматривается как целостная система.
  2. Определяются стороны педагогического процесса, подлежащие диагностике.
  3. Анализируются основные связи внутри диагностируемого объекта.
  4. Определяется структура и организация диагностируемого явления.

Только при многократном повторении в разных условиях и применении достаточно большого арсенала методов исследований, может быть вычленено то общее, что определяет сущность исследуемого процесса.

Этапы опытно-экспериментальной работы включают в себя зондирующий эксперимент или пилотажное исследование, т.е. предварительное выяснение актуальности проблемы; констатирующий эксперимент, представляющий собой первичную диагностику экспериментальной и контрольной групп; формирующий эксперимент, и итоговая диагностика после его проведения и диагностирующий - анализ результатов формирующего эксперимента.

Выводы:

Каждый педагог должен быть хорошим диагностом. Педагогическая диагностика направлена на результаты развития личности учащегося, поиск причин этих результатов, характеристику целостного педагогического процесса. Из инструмента познания она превращается в инструмент формирования и развития личности.

Литература:

  1. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие. - М.: Академия, 2001.
  2. Крысько В.Г. Психология и педагогика: схемы и комментарии. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.
  3. Смирнов С.А. Педагогические теории, системы, технологии. - М.: ВЛАДОС, 2000.
  4. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. - М.: Просвещение, 1988.
  5. Методы педагогических исследований / Под. ред. Пискунова А.И., Воробьева Г.В. - М., 1979.
  6. Скалкова Я. Методология и методы педагогических исследований. - М.: Наука, 1983.

Наверх
Сайт создан в системе uCoz