|
Образование как система. Модели образования. Содержание образования. Образование как процесс. Принципы формирования содержания образования.
Образование - специальная сфера социальной жизни, создающая внешние и внутренние условия для развития индивида в процессе усвоения им ценностей культуры, синтез обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и социализации, т.е. многоуровневое пространство, создающее условия для развития личности.
Образование как социальная система - сеть образовательных учреждений страны - детских садов (дошкольных образовательных учреждений), школ, училищ, вузов.
Выделяют следующие модели образования:
- Государственная ведомственная модель.
- Традиционная модель (Ж. Мажо, Д. Равич) - модель систематического классического образования как способа передачи молодому поколению универсальных элементов культуры прошлого.
- Рационалистическая (П. Блум, Б. Скиннер) предполагает такую организацию обучения, которая обеспечивает усвоение знаний, умений, навыков и практическое приспособление молодого поколения к существующему обществу, это практикоориентированное, например, технологическое образование).
- Феноменологическая (А. Маслоу, К. Роджерс) транслирует гуманистическую парадигму образования, учитывает индивидуальные психологические особенности личности, предполагает персональный характер обучения. Отвергает взгляд на школу как образовательный конвейер.
- Неинституциональная (П. Гудман, Л. Бернар) ориентирована на организацию образования вне образовательных институтов с помощью Internet, дистанционного обучения.
Основными элементами образования как учебно-воспитательной системы (по И.П. Радченко) являются цели, содержание, методы, средства, формы, образовательная среда, результаты образования.
Цели образования:
- Развитие индивида, его личностных способностей, которые нужны ему и обществу.
- Обеспечение эффективного самообразования за пределами образовательных систем.
Цели образования определяются политикой государства, учебными заведениями. Цели образования - это сознательно определенные, ожидаемые результаты, которых стремится достичь данное общество, страна с помощью сложившейся системы образования. Это конкретное описание программы развития человека средствами образования, описание системы знаний, умений, навыков и отношений, которыми должен овладеть обучающийся по окончании учебного заведения.
Содержание образования составляют:
- Система знаний о природе, обществе и себе.
- Система общих интеллектуальных и практических навыков и умений.
- Опыт творческой, поисковой деятельности.
- Опыт ценностного отношения к объектам или средствам деятельности человека. Это нормы отношения к миру, себе, другим людям, включающие в себя не только знание мировоззренческих идей, но и убежденность в их истинности, гуманистические отношения, проявляющееся в поведении.
Носители содержания образования:
- Государственный образовательный стандарт - обязательный нормативный документ, включающий в себя федеральный, региональный, национальный компоненты содержания образования. Определяет также максимальный объем учебной нагрузки учащихся, требования к уровню подготовки выпускников и др.
- Базисный учебный план - нормативный документ для конкретного образовательного учреждения. Содержит перечень изучаемый предметов, последовательность и сроки их изучения, минимальное и предельное количество часов по каждому предмету и т.д.
- Учебная программа - нормативный документ, определяющий содержание по каждому учебному предмету, объем времени на изучение предмета и отдельных тем. Составляется педагогом, преподающим данный учебный предмет.
- Учебники, в том числе электронные, сеть Интернет и т.д.
Можно выделить ряд общих принципов построения содержания образования: учета социальных условий и потребностей общества, соответствия содержания образования целям выбранной модели образования, структурного единства содержания образования на различных уровнях общности и на межпредметном уровне, единства содержательной и процессуально-деятельностной сторон обучения и другие. Эти принципы претерпевают изменения со временем, дополняются новыми. Таким образом, система образования - открытая, развивающая, эффективная система, если соответствует времени и основывается на стратегии развития общества и человека в нем. Ориентирована на будущее и постоянно обновляется целями, содержанием и т.д.
Образование как процесс - отражает этапы и специфику развития образовательной системы как изменение ее состояния за конкретный временной период.
На современном этапе можно выделить следующие характеристики образования как процесса:
- Гуманизация.
- Диверсификация.
- Интеграция.
- Внедрение новых технологий.
- Формирование творческой личности, индивидуализация.
- Многоуровневость.
- Стандартизация.
- Информатизация.
Принципы формирования содержания образования:
- Научность.
- Последовательность.
- Систематичность.
- Историзм.
- Соответствие возрастным возможностям.
- Связь с жизнью, актуальность.
Образование как процесс реализуется в учебных заведениях.
Основания для развития образования - новые концепции и модели на уровне государства, региона, учебного заведения, новые образовательные стандарты. Это процесс, управляемый государством, научно-педагогическими учреждениями, педагогами, родителями, учащимися.
Литература:
- Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. - СПб.: ПИТЕР, 2000.
- Смирнов С.А. Педагогические теории, системы, технологии. - М., 2000
- Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Просвещение, 1997.
- Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учеб. Пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
- Леднев В.С. Содержание образования. - М.: Просвещение, 1989.
- Лебедев О.Е. Неупокоева Н.И. Цели и результаты школьного образования: методические рекомендации. - СПб.: СПГУПМ, 2001.
- Айсмонтас Б.Б. Теория обучения: Схемы и тесты. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.
- Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. - М., 1999.
- Гершунский Б.С. Философия образования. - М., 1998. - 432 с.
- Битинас Б.П. Введение в философия воспитания. - М., 1996. - 135 с.
|