Главная > Теория > Тема 10. Образование как система и процесс
Теория Тема 10. Образование как система и процесс
Тема 1. Педагогика как наука. Система педагогических наук
Тема 2. Методология и методы педагогических исследований
Тема 3. Педагогический процесс как целостная система
Тема 4. Личность как предмет воспитания
Тема 5. Процесс воспитания
Тема 6. Закономерности и механизмы воспитания
Тема 7. Содержание воспитания
Тема 8. Принципы, методы, формы воспитания
Тема 9. Введение в дидактику
Тема 10. Образование как система и процесс
Тема 11. Методы обучения
Тема 12. Формы организации обучения
Тема 13. Педагогические технологии
Тема 14. Инновации в образовании. Университетское образование
Тема 15. Философия и история образования, теоретико-методологические основы

Образование как система. Модели образования. Содержание образования. Образование как процесс. Принципы формирования содержания образования.

Образование - специальная сфера социальной жизни, создающая внешние и внутренние условия для развития индивида в процессе усвоения им ценностей культуры, синтез обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и социализации, т.е. многоуровневое пространство, создающее условия для развития личности.

Образование как социальная система - сеть образовательных учреждений страны - детских садов (дошкольных образовательных учреждений), школ, училищ, вузов.

Выделяют следующие модели образования:

  1. Государственная ведомственная модель.
  2. Традиционная модель (Ж. Мажо, Д. Равич) - модель систематического классического образования как способа передачи молодому поколению универсальных элементов культуры прошлого.
  3. Рационалистическая (П. Блум, Б. Скиннер) предполагает такую организацию обучения, которая обеспечивает усвоение знаний, умений, навыков и практическое приспособление молодого поколения к существующему обществу, это практикоориентированное, например, технологическое образование).
  4. Феноменологическая (А. Маслоу, К. Роджерс) транслирует гуманистическую парадигму образования, учитывает индивидуальные психологические особенности личности, предполагает персональный характер обучения. Отвергает взгляд на школу как образовательный конвейер.
  5. Неинституциональная (П. Гудман, Л. Бернар) ориентирована на организацию образования вне образовательных институтов с помощью Internet, дистанционного обучения.

Основными элементами образования как учебно-воспитательной системы (по И.П. Радченко) являются цели, содержание, методы, средства, формы, образовательная среда, результаты образования.

Цели образования:

  1. Развитие индивида, его личностных способностей, которые нужны ему и обществу.
  2. Обеспечение эффективного самообразования за пределами образовательных систем.

Цели образования определяются политикой государства, учебными заведениями. Цели образования - это сознательно определенные, ожидаемые результаты, которых стремится достичь данное общество, страна с помощью сложившейся системы образования. Это конкретное описание программы развития человека средствами образования, описание системы знаний, умений, навыков и отношений, которыми должен овладеть обучающийся по окончании учебного заведения.

Содержание образования составляют:

  1. Система знаний о природе, обществе и себе.
  2. Система общих интеллектуальных и практических навыков и умений.
  3. Опыт творческой, поисковой деятельности.
  4. Опыт ценностного отношения к объектам или средствам деятельности человека. Это нормы отношения к миру, себе, другим людям, включающие в себя не только знание мировоззренческих идей, но и убежденность в их истинности, гуманистические отношения, проявляющееся в поведении.

Носители содержания образования:

  1. Государственный образовательный стандарт - обязательный нормативный документ, включающий в себя федеральный, региональный, национальный компоненты содержания образования. Определяет также максимальный объем учебной нагрузки учащихся, требования к уровню подготовки выпускников и др.
  2. Базисный учебный план - нормативный документ для конкретного образовательного учреждения. Содержит перечень изучаемый предметов, последовательность и сроки их изучения, минимальное и предельное количество часов по каждому предмету и т.д.
  3. Учебная программа - нормативный документ, определяющий содержание по каждому учебному предмету, объем времени на изучение предмета и отдельных тем. Составляется педагогом, преподающим данный учебный предмет.
  4. Учебники, в том числе электронные, сеть Интернет и т.д.

Можно выделить ряд общих принципов построения содержания образования: учета социальных условий и потребностей общества, соответствия содержания образования целям выбранной модели образования, структурного единства содержания образования на различных уровнях общности и на межпредметном уровне, единства содержательной и процессуально-деятельностной сторон обучения и другие. Эти принципы претерпевают изменения со временем, дополняются новыми. Таким образом, система образования - открытая, развивающая, эффективная система, если соответствует времени и основывается на стратегии развития общества и человека в нем. Ориентирована на будущее и постоянно обновляется целями, содержанием и т.д.

Образование как процесс - отражает этапы и специфику развития образовательной системы как изменение ее состояния за конкретный временной период.

На современном этапе можно выделить следующие характеристики образования как процесса:

  1. Гуманизация.
  2. Диверсификация.
  3. Интеграция.
  4. Внедрение новых технологий.
  5. Формирование творческой личности, индивидуализация.
  6. Многоуровневость.
  7. Стандартизация.
  8. Информатизация.

Принципы формирования содержания образования:

  1. Научность.
  2. Последовательность.
  3. Систематичность.
  4. Историзм.
  5. Соответствие возрастным возможностям.
  6. Связь с жизнью, актуальность.

Образование как процесс реализуется в учебных заведениях.

Основания для развития образования - новые концепции и модели на уровне государства, региона, учебного заведения, новые образовательные стандарты. Это процесс, управляемый государством, научно-педагогическими учреждениями, педагогами, родителями, учащимися.

Литература:

  1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. - СПб.: ПИТЕР, 2000.
  2. Смирнов С.А. Педагогические теории, системы, технологии. - М., 2000
  3. Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Просвещение, 1997.
  4. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учеб. Пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
  5. Леднев В.С. Содержание образования. - М.: Просвещение, 1989.
  6. Лебедев О.Е. Неупокоева Н.И. Цели и результаты школьного образования: методические рекомендации. - СПб.: СПГУПМ, 2001.
  7. Айсмонтас Б.Б. Теория обучения: Схемы и тесты. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.
  8. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. - М., 1999.
  9. Гершунский Б.С. Философия образования. - М., 1998. - 432 с.
  10. Битинас Б.П. Введение в философия воспитания. - М., 1996. - 135 с.

Наверх
Сайт создан в системе uCoz