|
Формы организации обучения. Современный урок. Требования к уроку. Классификация уроков. Комбинированный урок.
Формы организации обучения - это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учеников, осуществляемой в определенном порядке. Классифицируются по:
- Количеству учащихся - массовые, групповые и индивидуальные.
- Месту учебы - школьные и внешкольные.
- Продолжительности - классический урок 45 минут, пара 90 минут.
История развития школы знает разные формы организации обучения:
- индивидуально-групповые (репетиторство, гувернерство);
- дифференцированного обучения по способностям - Мангеймская система Зиккенгера;
- Белл-ланкастерская (Англия, Индия), где разновозрастные группы и старшие учат младших;
- Бригадное обучение (советская школа в 20-е годы);
- американский «план Трампа» - 40% времени в больших группах, 20% в малых, 40% самостоятельная работа.
Школе понадобились тысячелетия, чтобы великий Ян Амос Коменский сделал открытие: детей лучше учить в классе, когда они работают сообща. Появилась классно-урочная система (17 век). Ее особенности:
- постоянный состав учащихся одного уровня подготовки и возраста - класс;
- каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом;
- учебный процесс осуществляется в виде уроков, каждый из которых посвящен одному предмету;
- постоянное чередование уроков;
- руководящая роль учителя.
Преимущества классно-урочной системы: строгая оргструктура, экономична, создает предпосылки для взаимообучения, коллективная деятельность, соревновательность, возможности для воспитания и развития. Недостатки: ориентация на среднего ученика, отсутствие индивидуальной учебно-воспитательной работы (второгодники), навязывает жесткий ритм и искусственную организацию работы (по Н.К. Куписевичу).
Культурологический феномен, созданный педагогической мыслью - урок - это законченный в смысловом, организационном и временном отношении этап учебного процесса. Именно уроки составляют в школе основу целостного педагогического процесса. Дадим характеристику уроку. Современный урок - это:
- Открытие истины, поиск истины и ее осмысление. Это организованное духовное общение, содержанием которого является научное знание, а результатом - интеллект каждого субъекта, духовное обогащение. Истина не вкладывается в ученика как в мешок, истина постигается, наполняется личностным смыслом. Приемы: недописанный тезис, трансляция «я» учителя, мотивация.
- Часть жизни ребенка и проживание ее должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры. Формирование поведенческих привычек - приветствие, взаимное внимание, доброжелательность, этикет. Воспитание - это вхождение ребенка в современную культуру совместно с учителем и с его помощью.
- Свободный урок, порожденный стремлением гуманизировать действительность, признать человека как наивысшую ценность, предоставить свободу для индивидуального развития. Ученик всегда выступает в роли цели и никогда - в роли средства. Личностный подход.
- Создание ситуации успеха, субъективное переживание человеком личных достижений. Приемы: авансирование, оценка детали, снятие страха, доброжелательность, не сравнивать с другим.
- Полоролевое воспитание.
- Организация групповой деятельности.
- Гармоничный урок, соответствие содержательной стороны урока и его внешней формы, чувство меры. Благоприятная психологическая атмосфера урока. Приемы: корректировка педагогических ситуаций, игры, приемы саморегуляции, привнесение ценностей - утвердить истину, проявить добро, обозначить красоту.
Общие требования к уроку в соответствие с функциями обучения конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях к уроку.
Дидактические требования к уроку:
- четкое определение образовательных целей и задач;
- учет принципов обучения;
- оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей;
- опора на достигнутый уровень;
- сочетание видов, методов и форм обучения;
- сочетание коллективной и индивидуальной самостоятельной деятельности;
- установление межпредметных связей;
- тщательная диагностика, прогнозирование и планирование каждого урока.
Воспитательные требования к уроку:
- постановка и реализация воспитательных целей на основе воспитательных возможностей учебного материала;
- формирование жизненно необходимых качеств - внимательности, честности, коммуникативности, самостоятельности, усидчивости, ответственности, воспитание на общечеловеческих ценностях;
- внимание к личности ученика.
Развивающие требования к уроку:
- формирование и развитие положительных мотивов, интересов, творческой инициативы и активности учащихся;
- занятия на «опережающем» уровне;
- проектирование «зоны ближайшего развития»;
- прогнозирование «скачков» в развитии;
- оперативная перестройка учебных занятий с учетом наступающих перемен в развитии.
Классификация уроков:
- по содержанию;
- способу проведения;
- дидактическим целям.
Главные типы уроков:
- урок изучения новых знаний;
- урок формирования новых умений;
- урок обобщения и систематизации;
- урок контроля и коррекции;
- урок практического применения знаний и умений;
- комбинированный урок.
Структура комбинированного урока берет начало от Я.А. Коменского и Г. Гербарта - 4-х звенная. Ее этапы: организационный момент и повторение изученного, изучение нового, закрепление и систематизация, задание на дом. Комбинированный урок гибкий, решает широкий круг задач, составляет 80% от общего числа уроков. Однако имеет недостаток, такой как нехватка времени на все этапы.
Подготовка урока - разработка комплекса мер организации учебного процесса, которые в данных условиях обеспечивают наивысший конечный результат. Содержит 3 этапа:
- Диагностика.
- Прогнозирование.
- Планирование.
Составляется план-конспект урока:
- Дата проведения и номер по тематическому плану.
- Название темы и класса, где он проводится.
- Цели и задачи образования, воспитания и развития.
- Тип и структура урока с этапами и временем на каждый этап.
- Содержание учебного материала. Уровень его раскрытия.
- Реализация принципов обучения на уроке.
- Методы и приемы работы на каждом этапе, их эффективность и целесообразность.
- Способы взаимодействия учителя и учащихся, сотрудничество.
- Учебное оборудование, реквизит.
- Задание на дом.
- Результаты урока: достижение целей и задач, выводы.
Вышеперечисленное (пункты 2-11 плана-конспекта урока) является также схемой анализа урока по М.К. Кирилловой, Е.Г. Федорцу.
Формы организационной работы на уроке по В.В. Дьяченко: индивидуальная, парная (учитель-ученик), коллективная (пары сменного состава), групповая, которая может быть фронтальной и бригадной. Вспомогательные, внеурочные формы обучения - экскурсии, факультативы, домашняя самостоятельная работа, консультации. Применяются в совокупности все формы обучения - и урочные, и внеурочные для достижения результата обучения.
Совершенствование урока проходит по следующим направлениям:
- целеполагание и мотивация, увязывание целей с актуальными потребностями и возможностями;
- содержание обучения;
- структура;
- методы и приемы обучения;
- отношения учитель-ученик, их гуманизация, позиция ученика;
- работа на результат - педагогические технологии.
Задача оптимизации состоит в выборе целесообразных и эффективных форм обучения, направленных на реализацию цели обучения.
Литература:
- Харламов И.П. Педагогика. - М., 1998.
- Смирнов С.А. Педагогические теории, системы, технологии. - М., 1998.
- Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах. - М.: Проспект, 2005.
- Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Педагогика. Экзаменационные ответы для студентов. Серия: сдаем экзамены. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
- Сластенин В.А. и др. Педагогика. - М., 2001.
- Гин А. Приемы педагогической техники. Пособие для учителя. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 1999.
- Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. - М., 1989.
- Дьяченко В.К. Еще раз о коллективных учебных занятиях (технология педагогического труда) // Народное образование, N1, 1992. - с. 42-47.
|