Главная > Семинары > Семинар к теме 9. Развивающее обучение
Семинары Семинар к теме 9. Развивающее обучение
К теме 1. Педагогическое взаимодействие и его особенности
К теме 2. Современные методологические подходы в педагогике: гуманистический
К теме 2. Современные методологические подходы в педагогике: компетентностный
К теме 2. Современные методологические подходы в педагогике: культурологический
К теме 4. Конвенция о правах ребенка
К теме 5. Личностно-ориентированное образование
К теме 5. Педагогический идеал
К теме 7. Содержание воспитания
К теме 8. Методы воспитания
К теме 8. Принципы воспитания
К теме 9. Развивающее обучение
К теме 11. Виды обучения
К теме 12. Формы организации обучения

Цель: Изучить основы развивающего обучения, дать сравнительную характеристику традиционного и развивающего обучения, оценить их возможности и актуальность на современном этапе.

Основные понятия:

  • развивающее обучение;
  • развитие;
  • традиционное обучение;
  • принципы обучения.

Задания студентам:

  1. Дать определение взаимосвязи обучения и развития по Выготскому Л.С. (разные точки зрения по этому поводу).
  2. Раскрыть содержание понятия «развивающее обучение» и заполнить до конца таблицу (скачать таблицу).
  3. Привести примеры реализации задач развивающего обучения в опыте учителей (на примере посещения уроков и анализа авторской работы педагогов-новаторов)

Вывод: Процессы развития не совпадают с процессами обучения, процессы развития идут вслед за процессами обучения, создающими зону ближайшего развития. Хотя обучение и связано непосредственно с ходом детского развития, тем не менее они никогда не совершаются равномерно и параллельно друг другу. Развитие ребенка никогда не следует, как тень за отбрасывающим ее предметом, за школьным обучением. Поэтому тесты школьных достижений никогда не отражают реального хода детского развития. В самом деле, между процессом обучения устанавливаются сложнейшие динамические зависимости, которые нельзя охватить единой, наперед данной формулой.

Литература:

  1. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития школьников // Хрестоматия по психологии. - М.: Просвещение, 1987. - с. 377-383.
  2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Педагогика, 1986.
  3. Давыдов В.В. Особенности реализации содержательного обобщения в обучении // Хрестоматия по психологии. - М.: Просвещение, 1987. - с. 401-408.
  4. Амонашвили Ш.А. Установление гуманных отношений в процессе обучения // Хрестоматия по психологии. - М.: Просвещение, 1987. - с. 412-421.
  5. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя. - М.: Изд-во Владос-Пресс, 2005. - 383 с.
  6. Хуторской А.В. Современная дидактика. - М., 2004.
  7. Давыдов В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления // Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Педагогика, 1989. - с. 80-87.
  8. Педагогический поиск / Под ред. И.Н. Баженовой. - М.: Педагогика, 1987.
  9. Выготский Л.С. Лекции по педологии (1933 - 1934 г.г.). - Ижевск, 1996.
  10. Занков Л.В. Избранные педологические труды. - М., 1990.
  11. Занков Л.В. Обучение и развитие. - М. 1976.
  12. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского. - М.: Тривола, 1994. - 168 с.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что является предметом деятельности учения в структуре развивающего обучения? Что является результатом этой деятельности?
  2. Чем развивающее обучение отличается от обучения объяснительно-обобщающего типа?
  3. Является ли необходимым применение развивающего обучения на практике? Если «да», то почему?
  4. В какой форме развивающее обучение применяется на практике?
  5. Что является условием развивающего обучения?
  6. Привести примеры способов вовлечения учащегося в конструирование собственной учебной деятельности?

Приложение 1. Возможности и ограничения обучающих систем
Приложение 2. Обучающая система как метод обучения
Приложение 3. Основные модели обучения

Наверх
Сайт создан в системе uCoz