|
Цель: Определить основные параметры личностно-ориентированного образования, его цели и содержание, в чём заключается его преимущество перед традиционным образованием. Выявить основные проблемы, возникающие при реализации личностно-ориентированного подхода в современных образовательных учреждениях.
Основные понятия:
- воспитание - целенаправленное управление процессом развития личности ребенка. В теории личностно-ориентированного образования воспитание рассматривается как составная часть образования;
- гуманистическая педагогика - система научных концепций, взглядов и идей, ориентированная на самореализацию личности и основанная на принципах уважения в ребенке растущего человека, вере в его возможности;
- авторитарная педагогика - система научных концепций, взглядов и идей, ориентированная на субъект-объектные отношения в системе «учитель-ученик». Это означает, что во взаимодействиях с ребенком педагог всегда субъект, то есть лицо значимое и активное, а ребенок всегда объект, то есть лицо малозначимое, пассивное, готовое всегда принимать воздействие педагога, никогда не претендующее во взаимодействии с ним на другую роль. Роль педагога заключается в том, чтобы помещать имеющиеся в его запасе знания в «пустые» головы его подопечных. Знания в этой школе преподносятся всегда в готовом виде, так что о творчестве детей не может идти и речи. Основные действия педагога, с помощью которых он держит ученическую массу в повиновении, просты и понятны: авторитаризм, лозунги, манипуляция, ориентированы на подавление личности;
- личностно-ориентированное образование (ЛОРО) - способ реализации в широкой практике идей гуманистической педагогики. Высшей ценностью провозглашается развитие личности ребенка;
- воспитательная деятельность в личностно-ориентированном образовании - педагогическая деятельность, которая направлена на создание условий успешного развития детей;
- педагогическая поддержка ребенка в образовании - одна из идей гуманизации образования; состоит в совместном с ребенком определении его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ребенку сохранить человеческое достоинство и достигать позитивных результатов в обучении, самовоспитании, общении и образе жизни.
Задания студентам:
- Определить основные понятия и категории по теме занятия. Дать определение воспитательной среды и воспитательного взаимодействия в ЛОРО.
- Сравнить личностно-ориентированное и традиционное образование, используя таблицу.
- Привести примеры реализации личностно-ориентированного образования в практике школ и вузов.
Вывод: На всех этапах развития личности необходимо учитывать, возрастные, интеллектуальные, социальные и психологические особенности человека, а так же его интересы для создания благоприятной среды в условиях которой достижение цели наиболее вероятно. Именно такой подход даёт хорошую возможность учащемуся развить в себе неповторимую индивидуальность, духовность, творческое начало.
Литература:
- Пилиповский В.Я. Традиционалистско-консервативная парадигма в теории обучения на Западе // Педагогика, 1992.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 1998.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров // Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. - М., 1999.
- Бондаревская Е.В. Методологические стратегии личностно-ориентированного воспитания // Известия Российской Академии образования, 1993. - №3.
- Демакова И.Д. Воспитание в условиях гуманизации образования. // Ижевск: Науч.-метод. центр практической психологии образования, 1998.
- Сериков В.В. Личностно- ориетированное образование: от теории к системе работы учителя // Известия Российской Академии образования, 1999. - №3.
- Фридман Л.М. Изучение процесса личностного развития ученика // Метод. рекоменд. для учителей. - Ижевск: ИУУ, 1994.
- Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание…Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем / Под ред. Н.Л. Селивановой - М., 2000.
- Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / Под ред. Н.Л.Селивановой - М., 1998.
Приложение 1. Сравнительная таблица личностно-ориентированного и традиционного образования
Приложение 2. Личностно-ориентированное образование
|