Главная > Семинары > Семинар к теме 8. Методы воспитания
Семинары Семинар к теме 8. Методы воспитания
К теме 1. Педагогическое взаимодействие и его особенности
К теме 2. Современные методологические подходы в педагогике: гуманистический
К теме 2. Современные методологические подходы в педагогике: компетентностный
К теме 2. Современные методологические подходы в педагогике: культурологический
К теме 4. Конвенция о правах ребенка
К теме 5. Личностно-ориентированное образование
К теме 5. Педагогический идеал
К теме 7. Содержание воспитания
К теме 8. Методы воспитания
К теме 8. Принципы воспитания
К теме 9. Развивающее обучение
К теме 11. Виды обучения
К теме 12. Формы организации обучения

Цель: Познакомить студентов с основными методами воспитания и научить выбирать оптимальный путь достижения цели воспитания. Показать студентам плодотворность применения методов воспитания, ориентированных на диалоговое взаимодействия.

Основные понятия:

  1. Методы воспитания:
    • это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение для решения педагогических задач в совместной деятельности с воспитателями;
    • это путь достижения заданной цели воспитания;
    • это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанника с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.
  2. Приемы воспитания:
    • это индивидуальное, педагогически оформленное действие педагога, направленное на сознание, чувства, поведение для решения педагогических задач;
    • это частное изменение, дополнение, вносимое в общий метод воспитания, соответствующий конкретным условиям воспитательного процесса;
    • это предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач.

Задание студентам:

  1. Проанализировать схему функционального подхода к методам воспитания. Определить возможность применения и условия эффективной реализации различных методов и приёмов воспитания. Выделить недостатки в применение ряда приемов, методов.
  2. Подобрать из литературы, жизни, кинофильмов примеры и педагогические ситуации для каждой группы методов, приемов воспитания. Заполнить таблицу (скачать таблицу):
    • выявить назначение и функции методов воспитания, их сущность, привести примеры;
    • определить условия эффективной и плодотворной реализации методов воспитания в современных социальных условиях;
    • определить характерные недостатки, издержки в применении разных методов воспитания.
  3. Сделать общий вывод о комплексности применения методов воспитания, системном подходе, эффективности и актуальности гуманистического подхода в реализации методов воспитания.

Рекомендуемые формы проведения занятий:

  1. Внутригрупповое обсуждение. Обмен мнениями.
  2. Организация сводных микрогрупп по каждой группе методов.
  3. Выбор консультантов, анализирующих работу микрогрупп.
  4. Проведение занятий в форме «бег по кругу», где микрогруппы реализуют комплекс задач во взаимодействии.

Вывод: Для эффективности воспитательного процесса, нужен комплексный, системный подход к применению методов воспитания. Чем тщательнее воспитатель подбирает методы воспитания и чем лучше знает их специфику и условия применения, тем больше вероятность достижения поставленной воспитательной цели.

Литература:

  1. Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1993.
  2. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. - М.: Просвещение, 1986. - с. 24-79 (убеждение), с. 80-105 (игра), с. 102-129 (соревнование), с. 138-152 (упражнение).
  3. Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе. - М., 1978.
  4. Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. - М., 1982.
  5. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. - М.: Мол. Гвардия, 1971.
  6. Сухомлинский В.А. Павлышевская средняя школа. Собр. соч. в 3-х т., т. 2. - с. 186-196.
  7. Корчак Я. Педагогическая публицистика. - М.: Политиздат, 1990. - 289 с.
  8. Шацкий С.Т. Бодрая жизнь. - М.: Педагогика, 1980. - с. 126, 147.
  9. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети. - М.: Просвещение, 1989.
  10. Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика. - М., 1997. - с. 75-102 (наказание).
  11. Пятьдесят сценариев классных часов. Составитель Е.М. Аджиева и др.
  12. Рожков М.И. Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. - М., 1999.

Приложение 1. Выявление методов воспитания в предложенных ситуациях

Наверх
Сайт создан в системе uCoz