Главная > Теория > Тема 3. Педагогический процесс как целостная система
Теория Тема 3. Педагогический процесс как целостная система
Тема 1. Педагогика как наука. Система педагогических наук
Тема 2. Методология и методы педагогических исследований
Тема 3. Педагогический процесс как целостная система
Тема 4. Личность как предмет воспитания
Тема 5. Процесс воспитания
Тема 6. Закономерности и механизмы воспитания
Тема 7. Содержание воспитания
Тема 8. Принципы, методы, формы воспитания
Тема 9. Введение в дидактику
Тема 10. Образование как система и процесс
Тема 11. Методы обучения
Тема 12. Формы организации обучения
Тема 13. Педагогические технологии
Тема 14. Инновации в образовании. Университетское образование
Тема 15. Философия и история образования, теоретико-методологические основы

Характерные черты, структура, параметры, этапы, целостность педагогического процесса.

Педагогический процесс - это развивающееся системное взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, т.е. преобразованию их качеств и поведения, развитию личности. Речь идет об особой системе деятельности и формирующихся в рамках этой системы отношениях: преобразовательно-активных, созерцательно-исполнительских или потребительско-иждивенческих.

Характерные черты педагогического процесса как системного взаимодействия:

  1. Система динамична, т.е. находится в развитии: изменяется ее состав, структура в соответствии с функциями.
  2. Результат процесса находится в прямой зависимости от взаимодействия и взаимоотношений педагога и ученика, их активности, особенно собственной активной позиции ученика.
  3. Четко выделены составные компоненты системы, что позволяет анализировать связи между ними. Заслуга выделения компонентов системы, безусловно, принадлежит Кузьминой Н.В.(работы 1967, 1989 гг.) По ее теории каждая педагогическая система состоит из структурных и функциональных компонентов. Структурные:
    • субъект (педагог);
    • объект педагогического воздействия (ученик);
    • цели обучения и воспитания;
    • предмет их совместной деятельности;
    • средства педагогической коммуникации.
    Системообразующим фактором является цель развития личности воспитуемого, реализуемая во взаимодействии педагога и ученика. Отсутствие любого компонента ведет к ликвидации системы и никакой из них не может быть выражен через другой. Функциональные компоненты:
    • гностический, включающий в себя анализ педагогической ситуации, личности воспитуемого, сопоставление искомого результата с реальным;
    • проектировочный, состоящий из действий, связанных с предвосхищением, предвидением возможных последствий от решения педагогической задачи;
    • конструктивный, проявляющийся в действиях, связанных с композиционным построением педагогического процесса, урока;
    • коммуникативный, заключающийся в действиях, связанных с установлением педагогически целесообразных взаимоотношений;
    • организаторский, состоящий из действий, связанных с организацией, например, учебной информации в процессе ее предъявления.
    Исходя из функциональных элементов определяются и функции педагогической деятельности и педагогические способности. Развивая взгляды Кузьминой Н.В., Якунин В.А. выделяет такие функциональные компоненты педагогической деятельности:
    • целеопределение;
    • информационный компонент;
    • прогнозирование;
    • принятие решений;
    • организация исполнения;
    • общение и коммуникация;
    • контроль;
    • коррекция.
    В дальнейшем Митина Л.М., Маркова А.Н. и Сластенин В.А. определяют деятельность учителя через процесс решения психолого-педагогических задач поэтапно:
    • анализ;
    • реализация и регулирование;
    • учет и оценка результатов.
  4. Педагогический процесс характеризуется следующими параметрами:
    • уровнем реализации всех функциональных компонентов;
    • уровнем технологичности;
    • временем.
  5. Главные характеристики педагогического процесса - целостность, общность, единство входящих в него процессов обучения, воспитания, развития. Это не механическое их соединение, а качественно новое образование. Диалектика их отношений внутри педагогического процесса заключается:
    • в единстве и самостоятельности процессов обучения, воспитания, развития;
    • в наличии общего и сохранении специфического;
    • в целостности и соподчиненности их.
    Так, эти процессы отличаются по функциям, области применения (обучение воздействует на интеллектуальную сферу, а воспитание - на мотивационную и эмоциональную), методам, средствам, формам, контролю. Однако, все они ведут к одной цели - формированию личности, но каждый из них способствует достижению этой цели присущими ему средствами.

«Основа целостности педагогического процесса - есть развивающаяся в многообразных формах жизнь детей» (Ш.А. Амонашвилли). Целостность педагогического процесса состоит в:

  1. Единстве обучения, воспитания, развития.
  2. Целостности человека, его качеств, не воспитываемых по частям.
  3. Единстве цели, средств и результата.
  4. Единстве внешних воздействий педагога и внутренней активности воспитуемого.
  5. Единстве всех воспитательных систем - семьи, школы, общества.

Этапы педагогического процесса - это последовательность его развития:

  1. Первый этап - подготовительный: это организация процесса, имеющая следующие задачи - целеполагание, диагностика, прогнозирование, планирование, проектирование.
  2. Второй этап - основной: это осуществление, его задачи - педагогическое взаимодействие, организация обратной связи, регулирование и коррекция деятельности, оперативный контроль.
  3. Третий этап - заключительный: это анализ, его задачи - выявление плюсов и минусов, анализ ошибок и достижений, проектирование мер по устранению ошибок.
Эти этапы взаимосвязаны между собой, ни один из них не может быть исключен.

Таким образом, педагогический процесс есть целостная система со своими структурными и функциональными компонентами, характерными чертами, этапами. Системный подход заключается в учете и анализе всех компонентов системы, взаимосвязей между ними. Это не только система деятельности, но и система взаимоотношений, направленных на развитие личности.

Литература:

  1. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя, мастера производственного обучения. - М., 1989.
  2. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. - Л., 1985.
  3. Кузьмина Н.В. Психологическое исследование. - СПб., 1994.
  4. Маркова А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя. - М., 1993.

Наверх
Сайт создан в системе uCoz