Главная > Теория > Тема 12. Формы организации обучения
Теория Тема 12. Формы организации обучения
Тема 1. Педагогика как наука. Система педагогических наук
Тема 2. Методология и методы педагогических исследований
Тема 3. Педагогический процесс как целостная система
Тема 4. Личность как предмет воспитания
Тема 5. Процесс воспитания
Тема 6. Закономерности и механизмы воспитания
Тема 7. Содержание воспитания
Тема 8. Принципы, методы, формы воспитания
Тема 9. Введение в дидактику
Тема 10. Образование как система и процесс
Тема 11. Методы обучения
Тема 12. Формы организации обучения
Тема 13. Педагогические технологии
Тема 14. Инновации в образовании. Университетское образование
Тема 15. Философия и история образования, теоретико-методологические основы

Формы организации обучения. Современный урок. Требования к уроку. Классификация уроков. Комбинированный урок.

Формы организации обучения - это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учеников, осуществляемой в определенном порядке. Классифицируются по:

  1. Количеству учащихся - массовые, групповые и индивидуальные.
  2. Месту учебы - школьные и внешкольные.
  3. Продолжительности - классический урок 45 минут, пара 90 минут.

История развития школы знает разные формы организации обучения:

  • индивидуально-групповые (репетиторство, гувернерство);
  • дифференцированного обучения по способностям - Мангеймская система Зиккенгера;
  • Белл-ланкастерская (Англия, Индия), где разновозрастные группы и старшие учат младших;
  • Бригадное обучение (советская школа в 20-е годы);
  • американский «план Трампа» - 40% времени в больших группах, 20% в малых, 40% самостоятельная работа.
Школе понадобились тысячелетия, чтобы великий Ян Амос Коменский сделал открытие: детей лучше учить в классе, когда они работают сообща. Появилась классно-урочная система (17 век). Ее особенности:
  • постоянный состав учащихся одного уровня подготовки и возраста - класс;
  • каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом;
  • учебный процесс осуществляется в виде уроков, каждый из которых посвящен одному предмету;
  • постоянное чередование уроков;
  • руководящая роль учителя.

Преимущества классно-урочной системы: строгая оргструктура, экономична, создает предпосылки для взаимообучения, коллективная деятельность, соревновательность, возможности для воспитания и развития. Недостатки: ориентация на среднего ученика, отсутствие индивидуальной учебно-воспитательной работы (второгодники), навязывает жесткий ритм и искусственную организацию работы (по Н.К. Куписевичу).

Культурологический феномен, созданный педагогической мыслью - урок - это законченный в смысловом, организационном и временном отношении этап учебного процесса. Именно уроки составляют в школе основу целостного педагогического процесса. Дадим характеристику уроку. Современный урок - это:

  1. Открытие истины, поиск истины и ее осмысление. Это организованное духовное общение, содержанием которого является научное знание, а результатом - интеллект каждого субъекта, духовное обогащение. Истина не вкладывается в ученика как в мешок, истина постигается, наполняется личностным смыслом. Приемы: недописанный тезис, трансляция «я» учителя, мотивация.
  2. Часть жизни ребенка и проживание ее должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры. Формирование поведенческих привычек - приветствие, взаимное внимание, доброжелательность, этикет. Воспитание - это вхождение ребенка в современную культуру совместно с учителем и с его помощью.
  3. Свободный урок, порожденный стремлением гуманизировать действительность, признать человека как наивысшую ценность, предоставить свободу для индивидуального развития. Ученик всегда выступает в роли цели и никогда - в роли средства. Личностный подход.
  4. Создание ситуации успеха, субъективное переживание человеком личных достижений. Приемы: авансирование, оценка детали, снятие страха, доброжелательность, не сравнивать с другим.
  5. Полоролевое воспитание.
  6. Организация групповой деятельности.
  7. Гармоничный урок, соответствие содержательной стороны урока и его внешней формы, чувство меры. Благоприятная психологическая атмосфера урока. Приемы: корректировка педагогических ситуаций, игры, приемы саморегуляции, привнесение ценностей - утвердить истину, проявить добро, обозначить красоту.

Общие требования к уроку в соответствие с функциями обучения конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях к уроку.

Дидактические требования к уроку:

  • четкое определение образовательных целей и задач;
  • учет принципов обучения;
  • оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей;
  • опора на достигнутый уровень;
  • сочетание видов, методов и форм обучения;
  • сочетание коллективной и индивидуальной самостоятельной деятельности;
  • установление межпредметных связей;
  • тщательная диагностика, прогнозирование и планирование каждого урока.

Воспитательные требования к уроку:

  • постановка и реализация воспитательных целей на основе воспитательных возможностей учебного материала;
  • формирование жизненно необходимых качеств - внимательности, честности, коммуникативности, самостоятельности, усидчивости, ответственности, воспитание на общечеловеческих ценностях;
  • внимание к личности ученика.

Развивающие требования к уроку:

  • формирование и развитие положительных мотивов, интересов, творческой инициативы и активности учащихся;
  • занятия на «опережающем» уровне;
  • проектирование «зоны ближайшего развития»;
  • прогнозирование «скачков» в развитии;
  • оперативная перестройка учебных занятий с учетом наступающих перемен в развитии.

Классификация уроков:

  • по содержанию;
  • способу проведения;
  • дидактическим целям.

Главные типы уроков:

  • урок изучения новых знаний;
  • урок формирования новых умений;
  • урок обобщения и систематизации;
  • урок контроля и коррекции;
  • урок практического применения знаний и умений;
  • комбинированный урок.

Структура комбинированного урока берет начало от Я.А. Коменского и Г. Гербарта - 4-х звенная. Ее этапы: организационный момент и повторение изученного, изучение нового, закрепление и систематизация, задание на дом. Комбинированный урок гибкий, решает широкий круг задач, составляет 80% от общего числа уроков. Однако имеет недостаток, такой как нехватка времени на все этапы.

Подготовка урока - разработка комплекса мер организации учебного процесса, которые в данных условиях обеспечивают наивысший конечный результат. Содержит 3 этапа:

  1. Диагностика.
  2. Прогнозирование.
  3. Планирование.

Составляется план-конспект урока:

  1. Дата проведения и номер по тематическому плану.
  2. Название темы и класса, где он проводится.
  3. Цели и задачи образования, воспитания и развития.
  4. Тип и структура урока с этапами и временем на каждый этап.
  5. Содержание учебного материала. Уровень его раскрытия.
  6. Реализация принципов обучения на уроке.
  7. Методы и приемы работы на каждом этапе, их эффективность и целесообразность.
  8. Способы взаимодействия учителя и учащихся, сотрудничество.
  9. Учебное оборудование, реквизит.
  10. Задание на дом.
  11. Результаты урока: достижение целей и задач, выводы.

Вышеперечисленное (пункты 2-11 плана-конспекта урока) является также схемой анализа урока по М.К. Кирилловой, Е.Г. Федорцу.

Формы организационной работы на уроке по В.В. Дьяченко: индивидуальная, парная (учитель-ученик), коллективная (пары сменного состава), групповая, которая может быть фронтальной и бригадной. Вспомогательные, внеурочные формы обучения - экскурсии, факультативы, домашняя самостоятельная работа, консультации. Применяются в совокупности все формы обучения - и урочные, и внеурочные для достижения результата обучения.

Совершенствование урока проходит по следующим направлениям:

  • целеполагание и мотивация, увязывание целей с актуальными потребностями и возможностями;
  • содержание обучения;
  • структура;
  • методы и приемы обучения;
  • отношения учитель-ученик, их гуманизация, позиция ученика;
  • работа на результат - педагогические технологии.

Задача оптимизации состоит в выборе целесообразных и эффективных форм обучения, направленных на реализацию цели обучения.

Литература:

  1. Харламов И.П. Педагогика. - М., 1998.
  2. Смирнов С.А. Педагогические теории, системы, технологии. - М., 1998.
  3. Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах. - М.: Проспект, 2005.
  4. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Педагогика. Экзаменационные ответы для студентов. Серия: сдаем экзамены. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
  5. Сластенин В.А. и др. Педагогика. - М., 2001.
  6. Гин А. Приемы педагогической техники. Пособие для учителя. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 1999.
  7. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. - М., 1989.
  8. Дьяченко В.К. Еще раз о коллективных учебных занятиях (технология педагогического труда) // Народное образование, N1, 1992. - с. 42-47.

Наверх
Сайт создан в системе uCoz