Главная > Теория > Тема 11. Методы обучения
Теория Тема 11. Методы обучения
Тема 1. Педагогика как наука. Система педагогических наук
Тема 2. Методология и методы педагогических исследований
Тема 3. Педагогический процесс как целостная система
Тема 4. Личность как предмет воспитания
Тема 5. Процесс воспитания
Тема 6. Закономерности и механизмы воспитания
Тема 7. Содержание воспитания
Тема 8. Принципы, методы, формы воспитания
Тема 9. Введение в дидактику
Тема 10. Образование как система и процесс
Тема 11. Методы обучения
Тема 12. Формы организации обучения
Тема 13. Педагогические технологии
Тема 14. Инновации в образовании. Университетское образование
Тема 15. Философия и история образования, теоретико-методологические основы

Методы обучения. Классификация методов обучения. Функции методов обучения. Активные методы обучения. Имитационные и неимитационные технологии.

Метод обучения - это совместная упорядоченная деятельность педагога и учащегося, направленная на достижение заданной цели обучения. В структуре метода выделяют прием - элемент метода, разовое действие в реализации метода (например, метод - работа с книгой, прием - конспектирование отдельных тем по группам).

Классификация методов - упорядоченная по определенному признаку их система:

  1. Традиционная классификация (Перовский Н.П., Лордкипанидзе Г.А.), общий признак - источник знаний. Выделяют:
    • практические методы: опыты, упражнения, учебная практика и др.;
    • наглядные: иллюстрация, демонстрация, наблюдение и др.;
    • словесные: объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия и др.;
    • работа с книгой: чтение, конспектирование, цитирование, составление плана, реферирование;
    • видеометоды: просмотр, обучение через Интернет, контроль.
  2. Классификация по типу познавательной деятельности (Лернер И.Н., Скаткин А.В.):
    • объяснительно-иллюстративные методы;
    • репродуктивные;
    • методы проблемного изложения;
    • частично поисковые методы;
    • исследовательские.
  3. Бинарные классификации. Методы преподавания:
    • информационный;
    • объяснительный;
    • объяснительно-побуждающий;
    • побуждающий.
    Им соответствуют методы учения:
    • исполнительный;
    • репродуктивный;
    • частично-поисковый;
    • поисковый.
  4. По дидактическим целям (Данилов В.А., Есипов П.Н.):
    • методы, способствующие первичному усвоению материала (беседа, чтение книг);
    • методы, способствующие закреплению и совершенствованию знаний (практика, упражнения).

Методы обучения образуют систему, так как они исторически конкретны и изменяются со временем, выступают в единстве, взаимопроникают друг в друга. И если мы в данный момент говорим об использовании одного метода, это означает, что он доминирует на данном этапе, но затем будет дополнен другими.

Методы в процессе обучения выполняют следующие функции:

  1. Обучающую.
  2. Развивающую.
  3. Воспитывающую.
  4. Мотивационную.
  5. Контрольно-коррекционную.
У каждого метода свое распределение функций (например, у лекции мало выражена контрольная функция, зато сильно - развивающая, обучающая). Интенсивность одних методов ослабевает, а других возрастает при переходе от младших к старшим классам. В настоящее время получили широкое распространение активные методы обучения (учебные игры, методы инсценизации, генерации и др.), методы программированного обучения, обучающего контроля.

Выбор методов не произволен, его определяют следующие факторы:

  1. Цели и задачи обучения.
  2. Содержание и методы определенной науки и темы.
  3. Принципы обучения и позиция педагога.
  4. Учебные возможности учеников.
  5. Время.
  6. Внешние условия.
  7. Возможности учителей.

Вывод: таким образом, ни один из методов не является универсальным, хороших результатов можно достигнуть при использовании многих методов. Эффективное педагогическое взаимодействие возможно лишь при разумном сочетании нескольких, не противоречащих методов обучения. Задача оптимизации формулируется однозначно: в имеющихся условиях из методов выбрать те, которые обеспечивают наибольшую эффективность обучения.

Особую роль в современном образовательном процессе играют активные методы обучения, которые опираются не только на процессы восприятия, памяти, внимания, а прежде всего на творческое продуктивное мышление, поведение, общение. Методы называют активными, т.к. в них существенно меняется и роль обучающего (вместо роли информатора - роль менеджера), и роль обучаемых (информация не цель, а средство для освоения операций и действий, развития личностных качеств). Современные активные методы обучения включают с себя:

  • игровое/социальное/имитационное моделирование;
  • деловые игры;
  • анализ конкретных ситуаций (кейсы);
  • метод активного социологического тестированного анализа и контроля (МАСТАК), отражающие в лабораторных условиях хитросплетения жизненных столкновений.
Игровые методы дают поиск решений в динамичных нестабильных условиях и могут дать больше, чем эксперимент: они позволяют проработать и сопоставить несколько возможных вариантов. Эмоциональный настрой, состязательность и должная мотивация, азартность снимают воздействие искусственности. Педагогика сотрудничества, совместный поиск лучших решений позволяют отрабатывать и систематически совершенствовать лучшие варианты коллективных действий. От господства всеобщего лозунга «СИС - сиди и слушай» к активному: «ДИД - думай и делай!».

По признаку воссоздания (имитации) контекста деятельности, ее модельного представления в обучении все методы активного обучения делятся на имитационные и неимитационные. Неимитационные методы не предполагают построения модели изучаемого явления, процесса или деятельности. Активизация достигается здесь за счет отбора проблемного содержания обучения, использования особым образом организованной процедуры ведения занятия, а также технических средств и обеспечения диалогических взаимодействий преподавателя и обучаемых. Примером имитационных методов является дидактическая игра. М.В. Кларин предлагает следующую структуру учебного процесса на основе дидактической игры:

  1. Создание игровой проблемной ситуации: введение моделирующей игровой ситуации.
  2. Ход игры: «проживание» проблемной ситуации в ее игровом воплощении. Развертывание игрового сюжета.
  3. Подведение итогов игры. Самооценка действий.
  4. Обсуждение и анализ хода и результатов игры. Учебно-познавательные итоги игры.

Очевидно, что перечисленные методы обучения создают возможности не только передавать определенную информацию, но и создавать предпосылки для развития личности, общекультурных навыков и умений.

Литература:

  1. Жуков Р.Ф. Пути развития активных методов обучения в университете. // Сб. науч. тр. «Технология акмеологических методов обучения» / отв. ред. Р.Ф. Жуков. - СПб.: СПбГИЭУ, 2001.
  2. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игр, дискуссий (анализ зарубежного опыта). - Рига: Эксперимент, 1998.
  3. Лернер И.Н. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981. - с. 94-100, 114-123.
  4. Оконь В. Основы проблемного обучения. - М.: Просвещение, 1968. - с. 9-11.
  5. Ильина Г.А. Педагогика. - М.: Просвещение, 1984. - с. 321-328.
  6. Лернер И.Н. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981. - с.100-113, 114-123.
  7. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. - М.: Просвещение, 1989.
  8. Шварц И.Е. Педагогика школы. - Пермь, 1968. - с. 240-257.
  9. Ильина Г.А. Педагогика. - М.: Просвещение, 1984. - с. 307-315.
  10. Оконь В. Введение в общую дидактику. - М.: Высш. школа, 1990. - с. 236-260.

Наверх
Сайт создан в системе uCoz