Главная > Семинары > Семинар к теме 2. Современные методологические подходы в педагогике: гуманистический > Приложение 2. Гуманистическая педагогика
Семинары Приложение 2. Гуманистическая педагогика
К теме 1. Педагогическое взаимодействие и его особенности
К теме 2. Современные методологические подходы в педагогике: гуманистический
К теме 2. Современные методологические подходы в педагогике: компетентностный
К теме 2. Современные методологические подходы в педагогике: культурологический
К теме 4. Конвенция о правах ребенка
К теме 5. Личностно-ориентированное образование
К теме 5. Педагогический идеал
К теме 7. Содержание воспитания
К теме 8. Методы воспитания
К теме 8. Принципы воспитания
К теме 9. Развивающее обучение
К теме 11. Виды обучения
К теме 12. Формы организации обучения

Вернуться

Гуманистическую педагогику чаще всего называют инновационной. Но инновационная она только для нас: лучшие западные системы уже давно эволюционируют в сторону гуманистической ориентации и постепенно трансформируются в систему новых отношений.

В чем главная сущность этой педагогики? Гуманизм (от лат. humanus - человеческий, человечный) - целостная концепция человека как наивысшей ценности в мире. Главным положением этой концепции является защита достоинства личности, признание ее прав на свободу, счастье, проявление и развитие своих способностей, создание для этого соответствующих благоприятных условий (жизни, труда, обучения и т.д.).

Гуманистическая педагогика - система научных теорий, утверждающая воспитанника в роли активного, сознательного, равноправного участника учебно-воспитательного процесса, развивающегося по своим возможностям.

С позиций гуманизма, конечная цель воспитания состоит в том, чтобы каждый воспитанник мог стать полномочным субъектом деятельности, общения и познания, свободной, самостоятельной личностью. Гуманистическая педагогика сориентирована на личность.

Отличительные признаки:

  • смещение приоритетов на развитие психических, физических, интеллектуальных, нравственных и других сфер личности вместо овладения объемом информации и формирования определенного круга умений и навыков;
  • сосредоточение усилий на формировании свободной, самостоятельно думающей и действующей личности;
  • обеспечение надлежащих организационных условий для успешного достижения переориентации учебно-воспитательного процесса.

Гуманизацию учебно-воспитательного процесса следует понимать как отказ от авторитарной педагогики с ее педагогическим давлением на личность, отрицающим возможность установления нормальных человеческих отношений между педагогом и обучаемым, как переход к личностно-ориентированной педагогике, придающей абсолютное значение личной свободе и деятельности обучаемых.

Гуманизировать этот процесс - это создать условия, в которых учащийся не может не учиться, не может учиться ниже своих возможностей, не может остаться равнодушным участником воспитательных дел или сторонним наблюдателем бурно текущей жизни. Гуманистическая педагогика требует приспособления школы к учащимся, обеспечения атмосферы комфорта и «психологической безопасности».

Учителем гуманизма называют Карла Роджерса (родился в США в 1902 г.). Став педагогом, был ласков с учениками, жил их жизнью. Понял: всегда побеждает добро. Создал кружок гуманистической ориентации, который превратился со временем в крупнейший исследовательский центр. В своей книге «Freedom to Learn for the 80's» К. Роджерс писал, что нельзя кого-либо изменить, передавая ему готовый опыт. Можно лишь создать атмосферу, способствующую развитию человека. Создание такой атмосферы К. Роджерс называет «облегчением» (анг. facilitate), учителей - фацилитаторами. От них требуется одно - определенно подчеркнуть воспитаннику, что его любят, им интересуются, им занимаются.

К. Роджерса не удовлетворяют следующие положения традиционной педагогики:

  1. Учитель обладает знаниями, учащийся ожидает их усвоения.
  2. Основные элементы - уроки и экзамены.
  3. Учитель является руководителем, обучаемый - подчиненным. Оба подчинены школьному руководству. Контроль всегда направлен вниз.
  4. Учитель как авторитет является центральной фигурой. Он вызывает удивление как эрудит или неуважение как диктатор, но всегда в центре.
  5. Появляется минимальное взаимное доверие учителя к обучаемому. Он не надеется, что учащийся будет хорошо работать без его постоянного контроля. Учащийся не верит в честность и компетентность учителя.
  6. Учитель верит, что обучаемым лучше всего руководить, держа его периодически или постоянно в чувстве страха (публичная критика, высмеивание и т.д.).
  7. Обучаемые не определяют ни целей, ни содержания, ни методов образования, не имеют права выбирать учителей. Учитель также не имеет права голоса.
  8. В школе место не для личности, а для интеллекта.

К. Роджерс предложил новую модель образования - модель концентрации на личности. Он выделил 9 основных положений:

  1. Главное условие: фацилитатор имеет достаточно уважения к себе и учащемуся, чтобы понять - они, как и он сам, думают о себе, учатся для себя.
  2. Фацилитатор разделяет с другими ответственность за обучение и воспитание.
  3. Учитель руководствуется собственным опытом.
  4. Учащийся выстраивает и развивает свою собственную программу самостоятельно или совместно с другими. Он выбирает направление собственного обучения с полным осознанием ответственности за последствия своего выбора.
  5. В классе создается климат, облегчающий обучение.
  6. Все направлено на поддержание учебно-воспитательного процесса. Содержание, хотя оно и важно, отступает на второй план. Результат измеряется тем, сделал ли обучаемый заметный шаг вперед.
  7. Самодисциплина заменяет внешнюю дисциплину.
  8. Обучаемый сам оценивает уровень обученности и воспитанности, собирает информацию от других членов группы и педагога.
  9. В таких благоприятных условиях учебно-воспитательный процесс имеет тенденцию к углублению, быстрому продвижению и связи с жизнью. Это происходит потому, что направление обучения является личным выбором, обучение - собственной инициативой, а личность (с ее чувствами, наклонностями, интеллектом) полностью сориентирована на саморазвитие.

В гуманистически ориентированной школе налицо много новых элементов, сопровождающих учащегося на всем протяжении его обучения. Он будет:

  • принимать участие в выборе того, что он сам хочет и будет изучать;
  • находить выход для своего творчества;
  • открывать, что учиться интересно;
  • ожидать, когда же наконец наступит время идти в школу;
  • любить и уважать учителей так, как они любят его;
  • открывать, что некоторые вещи очень трудны для изучения и будут требовать усилий, концентрации и самодисциплины и так далее.

Итак, гуманистическая педагогика - это «наука, предметом которой является человек и его воспитание (включая образование, обучение), основанная на отношении к нему как к личности, с правом на самовыражение и свободу выбора». (И.П. Подласый. Педагогика: Учебник для ВУЗов. - М.: Педагогика, 1999).

Гуманистическая педагогика - это «личностно-гуманная основа педагогического процесса» (Ш. Амонашвили, 1984 г.). Исходные педагогические позиции, которые предопределяют установление гуманных отношений между педагогом и учащимися:

  1. Управлять обучением и всей школьной жизнью учащихся с позиции их интересов.
  2. Постоянно проявлять веру в возможности и перспективы каждого учащегося.
  3. Сотрудничать с учащимися в процессе обучения.
  4. Быть этичным по отношению к учащемуся, уважать и поддерживать его достоинство.

Гуманное общество могут создать лишь мудрые, гуманные люди, но таких людей может воспитать только гуманизм. «Сколько я буду жить, столько буду проверять в своей школе правдивость истины, в которую я искренне верю: человека можно воспитывать только добром.» (В.А.Сухомлинский)

Гуманные отношения слагаются из интереса к личности учащегося, из сочувствия учащемуся, помощи ему, уважения его мнения, состояния особенностей его развития, из высокой требовательности к его учебной деятельности и озабоченности развитием его личности. Учащиеся видят эти проявления и следуют им сначала неосознанно, постепенно приобретая опыт гуманного отношения к людям.

Вернуться

Наверх
Сайт создан в системе uCoz