Главная > Семинары > Семинар к теме 2. Современные методологические подходы в педагогике: культурологический > Приложение 1. Характеристика культуры как категории педагогики
Семинары Приложение 1. Характеристика культуры как категории педагогики
К теме 1. Педагогическое взаимодействие и его особенности
К теме 2. Современные методологические подходы в педагогике: гуманистический
К теме 2. Современные методологические подходы в педагогике: компетентностный
К теме 2. Современные методологические подходы в педагогике: культурологический
К теме 4. Конвенция о правах ребенка
К теме 5. Личностно-ориентированное образование
К теме 5. Педагогический идеал
К теме 7. Содержание воспитания
К теме 8. Методы воспитания
К теме 8. Принципы воспитания
К теме 9. Развивающее обучение
К теме 11. Виды обучения
К теме 12. Формы организации обучения

Вернуться

Проблемы культурологического подхода к образованию изучались представителями различных направлений науки: философами, социологами, психологами, педагогами и другими - Платоном, М.М. Бахтиным, В.С. Библером, Б.М. Бим-Бадом, Е.В. Бондаревской, Л.С. Выготским, М.С. Каганом, Н.Б. Крыловой, Н.Ф. Федоровым и др. В контексте культурологического подхода, рассматривающего образование через призму понятия культуры, образование есть культурный процесс, осуществляемый в культуросообразной образовательной среде, где все ее компоненты наполнены человеческими смыслами. В процессе своего образования личность должна пройти и освоить (сделать своей) всю историю культуры. Развертывание культуры есть ее «перематывание из безличной формы всеобщности в личностную форму культуры индивида. Анонимно всеобщее здесь переходит в форму индивидуального, субъективного, а индивидуальная жизнь приобретает форму всеобщности, культурности».

Культуросообразность - это эффект соотнесенности и соотносимости образования с культурой как множеством социальных пространств, его включенности в разнообразные текущие культурные процессы и соответствия их особенностям и наоборот. Это преодоление пропасти между феноменами культуры и феноменами образования, просвещения, цивилизации. Это определение образования как привнесения культуры в жизнь общества, как порождение культурных форм, а не просто их трансляция.

Принципиально новым для российского современного менталитета является понимание образования как личностно-ориентированной культурной деятельности. Определяется новая культурная среда образования, соответствующая свободной культуре постмодернизма. Укрепляются позиции культурных типов образования, переносящего акценты с фронтального обучения на различные теории обучения и самообразования, учитывающие творческий характер учебной деятельности как одной из форм культурной деятельности.

Начавшиеся изменения в образовании не могут сразу преодолеть кризисное, а иногда и просто катастрофическое положение дел в этой сфере. Болевая точка современного образования - это разрушение межпоколенных связей, отчуждение и противостояние в семье, школе, городе. Это отсутствие жизнеспособных общностей людей - неоформленность социальных, культурных, национальных, образовательных ценностей и смыслов. Глубина кризиса определяет масштабы и длительность необходимых преобразований, которые одновременно должны затронуть и структуру, и функции, и формы образования. Задачи утверждения гуманистических принципов в образовании сложны сами по себе. Их сложность дополняется проявлением социокультурных противоречий: консервативностью менталитета, спадом культурной активности в семье, усилением влияния элементов масс-культуры и эрзац-культуры. Не всегда признаются приоритеты личностных и культурных целей и ценностей образования, отдается предпочтение его «знаниеориентированной» модели.

Новое гуманистическое сознание, формирующееся в процессах преобразования цивилизации в целом, ориентировано на иной, чем прежде, стиль педагогической деятельности и общения, на диалоговый режим обучения и воспитания, на культурное начало образа жизни, на демократические нормы самоорганизации деятельности. В 21 веке «феномен культуры - и в обыденном его понимании, и в глубинном смысле - все более сдвигается в центр, в средоточие человеческого бытия, пронизывает все решающие события жизни и сознания людей нашего века. Сдвиг культуры в эпицентр человеческого существования происходит по всем направлениям».

Педагогика, ее теории и ценности никогда не существуют в изолированном пространстве, поскольку все локальные системы культуры (в т.ч. и образование) составляют общую открытую и динамичную систему, в которой развитие отдельных элементов ведет к трансформации других, и, в конечном счете, к изменению всей системы. Таким образом, в новых явлениях прослеживается тенденция синтеза гуманистических, демократических и культурных ценностей образования. Поликультурность, многообразие культурных ценностей постепенно становятся приоритетными в образовании. Есть надежда, что образование, наконец, станет саморазвивающимся, развивающим и по-настоящему культурным процессом, а педагогическая практика перестанет быть совокупностью методов и средств трансляции знаний и установок, и будет развиваться как искусство образования личности в культуре.

Логично обратиться к определениям многомерного, многофункционального и многоаспектного явления «культура». Постараемся в огромном, но далеко не исчерпывающем количестве определений культуры выделить курсивом те ключевые слова, которые помогут нам перекинуть смысловой мостик в область педагогики, образования.

Понятие культуры родилось в Древнем Риме как оппозиция понятию «натура» - т.е. природа. Оно обозначало «обработанное», «возделанное», «искусственное», в противовес «естественному», «дикому», «первозданному». Со временем слово «культура» стало вбирать в себя все более широкий круг предметов, явлений, действий, общими свойствами которых были их сверхприродный, так сказать «противоестественный» характер, их человекотворное, а не божественное происхождение. Соответственно и сам человек в той мере, в какой он рассматривался как творец себя самого, попадал в сферу культуры, и понятие приобретало смысл «образование», «воспитание» (например, немецкое Bildung).

Определения «культуры», предложенные наиболее видными европейскими, американскими и отечественными учеными, условно разделены нами на три группы.

Группа 1:

  • комплекс, включающий знания, верования, искусство, законы, мораль, обычаи и другие способности и привычки, обретенные человеком как членом общества (Э. Тейлор);
  • совокупность интеллектуальных элементов, имеющихся у данного человека или у группы людей и обладающих некоторой стабильностью, связанной с тем, что можно назвать «памятью мира» и общества - памятью, материализованной в библиотеках, музеях и языках (А. Моль);
  • комплекс знаний, позволяющих человеку устанавливать сквозь время и пространство связи между двумя схожими или аналогичными реальностями, объясняя себе одну из них на основании ее сходства с другой, хотя бы эта другая и существовала много веков назад (А. Карпентьер);
  • наследственная память коллектива, выражающаяся в определенной системе запретов и предписаний (Ю. Лотман).

Группа 2:

  • специфический способ мышления, чувствования и поведения (Т. Эллиот);
  • реализация верховных ценностей путем культивирования высших человеческих достоинств (М. Хайдеггер);
  • культура ядром своим и корнем имеет «культ», культурные ценности - это производные культа, как бы отслоившаяся шелуха культа (П.А. Флоренский);
  • совокупность материальных и духовных ценностей (Г. Францев);
  • культура и культурное развитие человечества - довольно туманный идеал, духовная настоенность, выражающаяся в вере в постепенное и непрерывное нравственное и умственное совершенствование человечества (С.Л. Франк);
  • диалог культур (В. Библер);
  • система производства духовных ценностей, их хранения, распределения и потребления, система, обеспечивающая… соответствующее конкретно-историческим социальным условиям духовное (интеллектуальное, эмоциональное, нравственное) формирование людей как деятельных членов общества и удовлетворение их духовных потребностей (М.Б. Ешич);
  • культура и есть воплощение творческих сил общества и человека в определенных культурных ценностях (Е.В. Боголюбова);
  • творческая деятельность человека - как прошлая (зафиксированная, «опредмеченная» в культурных ценностях), так и настоящая, основывающаяся на освоении, распредмечивании этих ценностей (Н.С. Злобин).

Группа 3:

  • единство всех форм традиционного поведения (М. Мид);
  • общий образ жизни народа, социальное наследство, которое индивид получает от своей группы (К. Клакхон);
  • формы поведения, привычного для группы, общности людей, социума, имеющие материальные и нематериальные черты (К. Юнг);
  • способ человеческой деятельности (Э. Маркарян);
  • культура представляет собой деятельно-практическое единство человека с природой и обществом, определенный способ его природно- и социально-детерминированного деятельного существования (В. Межуев);
  • знания объективны, культура же - субъективна. Она есть субъективная сторона знания или способ и технология деятельности, обусловленные разрешающими возможностями человеческого материала,некий единый срез, проходящий через все сферы человеческой деятельности (М. Мамардашвили);
  • система хранения и передачи социального опыта, основу которого составляет достигнутый обществом уровень развития сущностных сил человека (В. Конев).

Первая группа объединяет определения культуры как системы знаний, способностей, «памяти мира», вторая объединяет определения, относящиеся к области ценностей, отношений, третья - к формам поведения, образа жизни. Такое условное разделение поможет нам в дальнейшем разобраться в трехкомпонентном структурном составе общекультурной компетентности и формах присвоения продуктов культуры.

Вернуться

Наверх
Сайт создан в системе uCoz